Монастырь | Свидетелям Иеговы посвящается | Наши единомышленники | Служба катехизации |
| В хронологическом порядке| Объявления |

 

  оглавление предыдущая глава следующая глава zip-архив книги  

 

3.6. УЧЕНИЕ ОБ АДЕ И ВЕЧНЫХ МУЧЕНИЯХ

 

Понятие о неотвратимости наказания грешников после смерти является следствием существования принципа абсолютной справедливости Божиего суда. Поэтому в руководствах по догматическому богословию учение о Аде рассматривается как часть той истины, что Бог является Судьей и мздовоздаятелем каждого человека. Оно помещается в соответствующих разделах исследований. Но в связи с тем, что у "Свидетелей Иеговы" отрицание существования за гробом является следствием веры в материальность и, следовательно, в смертность души, мы нашли возможным поместить главы, рассматривающие эти вопросы рядом.

За содеянные грехи и безза­кония человек неминуемо несет наказание. То, что души после смерти оказывались в специально предназначеных для этой цели местах, было известно представителям всех древних религий. Из египетской "Книги мертвых" мы знаем о взглядах жителей этой страны на посмертное воздаяние в загробном мире. Причем, описание существования людей в "тени смертной" - это явное описание Ада. Древние греки помещали своих умерших в Аиде. То же мы видим и в Халдее, и у других народов. Более или менее подробные описания райского блаженства праведников мы встречаем в разных религиях только после Пришествия Христова, причем, свойства райских наслаждений соответствовали нравственному уровню народа, носителя этой религии.

У древних евреев место, где находились души умерших, как известно, называлось "Шеол" ("прикрытая пропасть" (по Берштейну) или "пустота внутри"), а иногда "бор" (колодец). Место это считалось подземным, и мертвые вели там жизнь хотя и не бессознательную, но в полном разрыве со всем тем, что составляло их существование на земле. Воздаяние за гробом в Ветхом Завете сулило разную судьбу праведным и грешным: "Как овец, заключат их в преисподнюю (Шеол) (ade); смерть будет пасти их, и наутро праведники будут владычествовать над ними; сила их истощится; могила (дословно Шеол) (ade) - жилище их. Но Бог избавит душу мою от власти преисподней (Шеола) (adou)..." (Пс.48:15-16) Мы видим также, что если в Синодальном переводе и стоит слово "могила", то в первоисточнике находится - "ade" (Шеол). Вышеприведенный стих псалма Давида часто используют многие сектанты с целью доказательства того, что ад не существует, и что геена то же, что и могила. Особенно на этом акцентируется внимание в учении "Свидетелей Иеговы", настаивающих, что, как мы уже говорили выше, под Адом в Священном Писании подразумевается могила, в которой хоронится тело усопшего, а Геена с их точки зрения лишь конкретное место в окрестностях Иерусалима [1]. Надо сказать, что предположение о тождественности Ада и могилы, по учению Ветхого Завета неосновательно. В Септуагинте эти два понятия выражены совершенно разными словами: "o ades" и "o lakkos". Святой Псалмопевец, в уже упоминавшихся нами в предыдущей главе стихах, благодаря, воспевает Богу: "Господи! Ты вывел из ада (adou) душу мою и оживил меня, чтобы я не сошел в могилу (lakkon)" (Пс.29:4). Из этого псалма видно, что ад и могила для Царя Давида были совершенно разными понятиями, да и переводчики на греческий времен Птоломея, используя разные слова: "o ades" и "o lakkos", тем самым доказали такое же понимание текста.

Многие современные секты считают что вечных мучений быть не может. Кроме "Свидетелей Иеговы" так считают: адвентисты, унитарии, "Международный путь" Вервилла, "Всемирная церковь Бога" Армстронга и многие другие. Адвентисты седьмого дня в первом томе "Questions of Doctrine", который был опубликован в 1957 году, с целью ответить на вопросы ведущих лидеров евангелической церкви, приводят следующие пять доводов в защиту своей позиции: "Поскольку жизнь вечная - Божий дар (Рим.6:23). У грешников этого нет - они "не увидят жизни" (Ин.3:36)...Поскольку вечное наказание увековечит и обессмертит грех, страдания, плач и всякие противоречия. Мы верим в божественное откровение, в котором говорится о том времени, когда этого больше не будет (Откр.21:4). ...Поскольку нам кажется, что ад - это чумное пятно на вечной вселенной Бога, и это, по-видимому, свидетельствует о том, что Сам Бог не может его уничтожить. ...Потому что в мыслях наших это умаляет любовь, присущую Богу, и порождает концепцию гнева, который в дальнейшем уже ничем не усмирим. ...Весь результат жертвенной и искупительной работы Христа будет виден не только в искупленных людях, но и в восстановленных небесах и земле (Еф.1:14)" [2]. Некоторые аргументы, приводящиеся в этой работе, с нравственной точки зрения, возможно, заслуживают уважения, но противоречат Священному Писанию. Кроме того, они известны уже довольно давно, достаточно вспомнить мнения Оригена.

"Свидетели Иеговы" также отрицают существование ада и вечности мучений. В изданиях "Общества Сторожевой башни" читаем: "...мы обнаружим, что в Писании нигде нет речи о наказании в пылающем адском огне (ге хинном). Это понятие заимствовано из греческой философии и языческого вероучения" [3]. Аргументов в защиту этого утверждения практически не приводится, но психологически все расчитано верно - смерти и вечных мук можно не бояться. "Если мысль о сжигании людей в огне никогда не приходила в сердце Бога, то кажется ли разум­ным, что Он создал огненный ад для тех, кто не служит Ему. Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8). Стал бы действительно любящий Бог мучить людей?" [4]. спрашивают "Свидетели Иеговы" вспоминая, что человеческие жертвоприношения Бог не повелевал совершать (Иер.7:31). Можно было бы задать встречный вопрос: "А кажется ли разумным Богу уничтожать в Армагеддоне всех, кроме членов "Общества Сторожевой башни"? Но важнее отметить, что в этом случае, как и в упомянутых выше пяти тезисах адвентистов, идет обращение скорее к чувствам людей, которым преподносится некоторая упрощенная схема. И это находит отклик у читателей. "Знание того, что Иегова не мучает людей вечно в аду, приносит человеку настоящее облегчение!" [5]- делится своей радостью читательница "Сторожевой башни". Конечно, ей гораздо комфортнее не вспоминать о словах Спасителя, засвидетельствовавшего что скажет грешникам в свое время: "идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелом его... И пойдут сии в муку вечную..." (Мф.25:41,46) Святой апостол Павел также пишет о грешных, нераскаявшихся людях, "...которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его..." (2 Фес.1:9) О том, что после смерти существование грешника не прекращается, читаем мы и в Откровении Апостола Иоанна Богослова: "...и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью..." (Откр.15:11) См также (Откр.20:10). То что адские мучения вечны и нескончаемы говорится в Мф.18:8, Мр.9:43-48 и др. Но является ли Бог в этом случае мучителем людей, как настойчиво внушают сектанты? Скорее "Свидетели Иеговы" проецируют свое восприятие Бога, как мстителя на церковное учение, упрощая понятия ада и вечных мук. Православное понимание этих вопросов на самом деле гораздо глубже.

В Ветхом Завете, как и во многих религиозных системах говорится, что гнев Божий достигает согрешивших и преисподней: "...ибо огонь возгорелся во гневе Моем, жжет до ада преисподнего..." (Втор.32:22) Но в чем же по учению Церкви состоят эти муки?

Самым тяжелым наказанием является для человека удаление от Бога[6]. "Для имеющего чувство и разум, быть отверженным от Бога значит вытерпеть уже геену" [7], - говорит святитель Иоанн Златоуст. "Нестерпима геена и мучение в ней; но если представить и тысячи геен, то все это ничего не будет значить в сравнении с несчастием лишиться той блаженной славы, возненавиденну быть от Христа и слышать от Него: не вем вас (Матф. XXV,12)..." [8], - продолжает святитель в другом творении. Поэтому главными адскими мучениями для человека будут муки совести, и понимание того, что он лишен славы Божией, и, следовательно, ему "...должно скорбеть не столько от геенских мучений, сколько о лишении небесных благ: ибо это есть тягчайшее из всех наказаний" [9]. Страдания в Аде Господь описывает словами "...червь их не уми­рает, и огонь не угасает" (Мк. 9:44). Разумеется, слова "червь" и "огонь" не сле­дует понимать буквально. Отцы считали, что "...тех, которые отделены будут от царства Божия, будет сожигать скорбь поздно и бесплодно кающегося духа; поэтому не было ничего несообразного назвать эту сожигающую скорбь огнем; отсюда и апостол говорит: Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся (2 Кор.11:29) То же, полагают, нужно разуметь и относительно червя. Ибо, говорят, написано: Как моль одежде и червь дереву, так печаль вредит сердцу человека (Притч. 25:20)" [10].

Посмотрим теперь, находятся ли в Священном Писании указания на существование ада. В главах Библии, описывающих период до египетского плена, мы встречаемся с представлениями о схождении души после смерти в Шеол, имевшими распространение среди еврейского народа. Один из Ветхозаветных патриархов - Иаков, получив ложное известие о смерти своего сына Иосифа, надеялся на встречу с ним в потустороннем мире: "...с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю (adou)", - говорил он в Быт.37:35. В Септуагинте, как мы видим, при описании этого события использовано слово "adou" - Ад, Преисподняя. "Свидетели Иеговы" переводят обсуждение Быт.37:35 в нравственную плоскость: "Подумай, верил ли Иаков, что его сын Иосиф попал в такое место мучений, чтобы навечно остаться там, и хотел ли он сам отправиться туда, чтобы встретиться с ним?" [11] Иными словами, если бы Иаков верил в существование Ада, то зачем ему туда идти, если там уже мучается его любимый сын. Подобная постановка вопроса выявляет, в первую очередь, отсутствие у авторов "Общества Сторожевой башни" понятия жертвенной любви к ближним, да и к близким родственникам тоже. Нужно также отметить, что по учению Церкви в аду существуют места с разными степенями мучений. "Души благочестивых находятся в лучшем месте, а злые и беззаконные - в худшем..." [12], - читаем мы у Иустина Философа. И о вечном нахождении в Аду ветхозаветных праведников учение Церкви тоже не говорит. По словам митрополита Макария, в некоторых местах преисподней "...могли обитать, - конечно, без подобных страданий - даже ветхозаветные праведники до самого пришествия к ним Христова" [13]. Поэтому мнение о том, что Иаков с Иосифом будут вечно мучится в Аду, которое "Свидетели Иеговы" приписывают Церкви, на самом деле не является православным.

Известно также, что праведники по попущению Божию могли являться из недр ада живущим на земле, чтобы открыть им волю Господа. Такое событие описано в истории царя Саула и Аэндорской волшебницы. Когда последняя по просьбе царя, оказавшегося в неблагоприятной политической ситуации, вызвала из ада душу пророка Самуила, произошло следующее: "И сказал Самуил Саулу: для чего ты тревожишь меня, чтобы я вышел?…завтра ты и сыны твои будете со мною..." (1 Цар.28:15;19) То есть Самуил находился после своей смерти в некотором месте, куда по его пророчеству должен был попасть после смерти и Саул. Различные толкователи по-разному интерпретируют это место. Некоторые считали, что под видом Самуила царю явился некий демон или призрак, но, как мы уже отмечали в предыдущей главе, в книге Премудрости Иисуса Сына Сирахова содержится пояснение на этот эпизод, из которого явствует, что Саулу говорил именно пророк Самуил (Сирах.46:23) (46:20 По Септуагинте).[14]

В Псалмах святого царя Давида мы также встречаем идею о том, что после смерти люди оказываются в аду. Причем, если для любящих Бога остается надежда на Спасение, то для забывших Господа предполагается тяжелая участь: "Да обратятся нечестивые в ад, - все народы забывающие Бога" (Пс. 9:18). "...нечестивые же да посрамятся. Да умолкнут в аде" (Пс.30:18). "Да найдет на них смерть; да сойдут они живыми в ад..." (Пс.54:16)

В других Псалмах предсказывается о пришествии Господа, снисхождении Его во Ад, повлекшему за собой спасение праведников Пс.15:10 = Деян.2:27. Снизойдя в преисподние места земли, Христос вывел оттуда и автора этих Псалмов. О том, что это должно будет произойти, Пророку Давиду было известно еще при жизни: "...ибо велика милость Твоя ко мне: Ты избавил душу мою от ада преисподнего" (Пс. 85:13).

Мы уже говорили в предыдущей главе, что Пророку Исаие были открыты некоторые подробности пребывания в загробном мире (Ис. 14:9-10). В этом месте Господь открыл пророку о гибели царя Вавилонского и его сошествии в ад. Для встречи властителя были разбужены Рефаимы, то есть, по одной версии, великаны, населявшие Палестину во времена Авраама (Быт.14:5; 15:20), а по другой этим словом обозначены духи умерших. В Септуагинте стоит слово "gigantes" (великаны). В любом случае, пришли в сознательное существование в аду люди, умершие в древние времена. Мы видим также, что Писание описывает разговор вновь прибывшего с другими языческими царями, то есть наличествуют признаки сознательного существования умерших в преисподней. Об этом же свидетельствует книга Пророка Иезекииля. Описывая гибель египетского фараона, пророк подчеркивает, что об этом событии "Среди преисподней будут говорить о нем и о союзниках его первые из героев" (Иез.32:21).

Согласно пророку Исаие, умершие люди пребывали в аду не в одиночестве. В его книге говорится и о "деннице, сыне зари", который хотел быть подобным Всевышнему. К нему обращены слова пророка: "Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней" (Ис. 14:15). То, что тут имеется ввиду сатана, явствует из слов Христа, напомнившего семидесяти возвратившимся с проповеди ученикам, что Он "... видел сатану, спадшего с неба, как молнию" (Лк.10:18). Этот нечистый дух образовал в глубинах ада со своими подчиненными некое сообщество, борющееся с Богом и Церковью. Оно иногда называлось "вратами ада", по аналогии с Ветхим Заветом, в котором важные совещания проводились перед воротами города: "... и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее..." (Мф.16:18)

Смерть человеческая описывалась в Библии как перемещение из земной жизни в другое место. Именно отправлением в ад, представляется благочестивому царю Иудейскому Езекии окончание существования во плоти (Ис. 38:10). Там же оказался Евангельский богач из Притчи, рассказанной Господом: "И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его..." (Лк.16:23)

Спасение от ада, как мы уже говорили выше, принес находящимся там людям Господь Иисус Христос. Многих ветхозаветных праведников, да и вообще людей, живших до Пришествия Христова и принявших Его проповедь, Он вывел на свободу. За это спасение приносит "Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!" (1 Кор.15:57) и Апостол Павел, вспоминая при этом о пророчестве Осии: "От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?" (Ос. 13:14 = 1 Кор.15:55). То есть со времени Пришествия Христова ад лишен своей силы, и окончившие земную жизнь уже не обречены на нисхождение в него.

Из Послания Апостола Петра нам известно о том, что Христос, "…быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя… " (1 Петр.3:18-20). Апостол Павел также говорит, что до того как воссесть одесную Отца Христос совершил спасительное действие в аду: "А “восшел” что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?" (Еф.4:9). После Своего преславного Воскресения Христос сказал о Себе Апостолу Иоанну Богослову: "...и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти" (Откр.1:18).

Однако, уничтожение власти ада не означает гарантированного избавления от него людей, живущих после Пришествия Христова. Грешники, не боящиеся Бога и не принявшие Евангельскую весть, оказываются под угрозой уже вечной гибели. Это явствует из наставлений Господа двенадцати апостолам перед отправлением их на проповедь (Мф.10:28). Особенно грозно звучат эти слова относительно тех, которым явлены были силы Спасителя, но которые тем не менее не признали Его Божественного достоинства: "И ты, Капернаум, до неба вознесшийся. До ада низвергнешься..." (Мф.11:23)

После всеобщего Воскресения мертвых "...и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим" (Откр.20:13). В результате этого Страшного Суда "И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая" (Откр.20:14). Из чего следует, что степень адских мук возрастет, а надежды на избавление у не записанных в книге жизни уже не будет.

"Свидетели Иеговы", разумеется, считают "озеро огненное" лишь символом полного уничтожения, так как смерть и ад бросить туда в буквальном смысле им не представляется возможным. Исходя из того, что по учению "Общества Сторожевой башни" ада не существует вообще, становится непонятно, как уничтожается то, чего нет. Кроме того, согласно Откр.20:10 в этом же озере будут мучиться (basanistesontai) дьявол, зверь и лжепророк "...день и ночь во веки веков". Если огненное озеро это символ уничтожения, то почему в Откровении написано, что они будут именно вечно мучиться (basanistesontai), а не уничтожаться. Тем более, что слово "basanikso" в Новом Завете означает только мучение, пытку, испытание, но отнюдь не прекращение существования (например Мк.5:7; Лк.8:28 и т. д.). Эта пытка будет заключаться, как мы уже говорили выше, в вечном удалении от Источника жизни, в жажде души, по естеству стремящейся к Богу и не могущей утолить эту жажду.

Итак, учение "Общества Сторожевой Башни", в котором отвергается существование ада и вечность мучений грешников не основывается на Священном Писании. Оно является следствием неверного понимания природы человеческой души. Успех распространения таких мнений организации обеспечивается в первую очередь обращением к нравственным, гуманистическим убеждениям людей, мало знакомых с православным учением. Главным аргументом "Свидетелей Иеговы" служит уже упоминавшийся вопрос: "Стал бы действительно любящий Бог мучить людей?" [15] Ответить на него, можно сославшись на одно из свойств воли Божией, на бесконечное правосудие. По некоторым, частично упоминавшимся в предыдущих главах причинам, современным человеком этот догмат воспринимается с большими проблемами. Поэтому обращаться к учению о бесконечном правосудии Бога, лучше после разъяснения характера адских мук, в первую очередь, как нравственных страданий души, отвергнутой Господом. Стоит также отметить, что если "Общество Сторожевой башни" подчеркивает факт уничтожения грешников лично Иеговой [16], то Церковь всегда учила, что ад, в котором окажутся грешники, был уготован не им, но "...дьяволу и ангелам его..." (Мф.25:41)


[1] Геена - полное название Енномова долина евр. Гехинном (Неем.11:30), называемая также "долиною сынов Енномовых" (И. Нав. 15:8; 4 Цар. 23:10),- плодоносная долина к югу от Иерусалима, на границе колен Иудина и Вениаминова (И. Нав. 18:16; Неем.11:30). Долина начинается к западу от города Иерусалима, на юг от дороги в Яффу, тянется к югу, поворачивает у западного угла Сиона на восток и сливается с Кедронской долиной. В юго-восточной части этой покрытой садами и рощами долине, близ Силоамского пруда, находилось, по словам Иеронима, место, называемое Тофет (т.е. плевок или гарь), где идолопоклонники евреи сжигали в честь Молоха своих детей (Иер.7:31 и дал.; 19:6, 14; 32:35; 3 Цар.11:7, и где безбожный Манассия приносил в жертву своих детей (2 Пар.33:6). Иосия уничтожил эти мерзости и осквернил это место (4 Цар.23:10), так что на него в последствии смотрели с отвращением (Иер.19:11 и дал.). Предположение, что эта местность в последующие времена была отведена для свалки городских нечистот, и что там всегда поддерживался огонь - не доказано. Местность позднее получила название "долина Ге-Хинном" или "огненная Ге-Хинном", в греческом произношении "геена" (geenna). Она стала символом вечной муки осужденных. В таком значении употребляется слово "Геена" или "Геена огненная" в Новом Завете в 11 местах в трех Синоптических Евангелиях, и в Иак.3:3.

[2] Questions on Doctrine. Washington, 1957. С. 543.

[3] Будет ли когда-нибудь мир без войны? -New York, 1994. С. 23.

[4] Ты можешь жить вечно в раю на земле. -New York, 1989. С. 82.

[5] Сторожевая Башня. -New York, 1994. -1 сен. -С. 30.

[6] "Отцы и учители, мыслю: "Что есть ад?" Рассуждаю так: "Страдание о том, что нельзя уже более любить"", - говорит герой Достоевского старец Зосима. (Цит по Ф. Достоевский, Собр. соч. в 15 томах, том 9, стр. 362). (Прим. кат. службы).

[7] Цит. по Макарий (Булгаков) Митрополит. Указ соч. Т. 2. С. 649.

[8] Иоанн Златоуст. Святитель. Толкование на святого Матфея Евангелиста//Избранные творения. М., 1993. Т.I, Кн. 1. С. 272.

[9] Иоанн Златоуст. Святитель. К Феодору падшему. Увещание 1//Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста. М., 1991. Т. 1. Книга 1. С. 17.

[10] Августин Иппонийский. Блаженный. О граде Божием. М., 1994. Т. IV. С. 270.

[11] Ты можешь жить вечно в раю на земле. - New York, 1989. С. 85.

[12] Иустин Философ. Указ. соч. С. 143.

[13] Макарий (Булгаков). Митрополит. Указ соч. Т. 2. С. 603.

[14] К сожалению это не может являться аргументом, поскольку Свидетели Иеговы не признают какой-либо авторитетности за второканоническими книгами. (Прим. кат. службы).

[15] Ты можешь жить вечно в раю на земле. -New York, 1989. С. 82.

[16] Об этом подробнее см. Сторожевая Башня. -New York, 1998. -1 мая. -С. 22.

 

 

 

Используются технологии uCoz