Монастырь
| Свидетелям
Иеговы посвящается | Наши
единомышленники | Служба
катехизации |
| В
хронологическом порядке| Объявления
|
оглавление | предыдущая глава | следующая глава | zip-архив книги |
3.5. О БЕССМЕРТИИ ДУШИ
Вера в бессмертие души - древнейшая истина, известная человечеству. Она такая же древняя, как сам человек и его религия. "Эта вера, - справедливо замечает один из древних философов, - существует с первобытных времен, и мы также мало знаем о времени ее происхождения, как и о том, кто первый пришел к мысли о бессмертии; вера эта сохраняется в человеческом роде с незапамятного времени" [1]. Нет ни одной религиозной системы, которая не включала в себя учение о бессмертии души. Нет племени, даже самого примитивного, у которого не проявлялось бы оно в той или иной форме. Если в XIX веке и указывали на некоторых дикарей, не имеющих якобы веры в бессмертие души, то делали это на основании поверхностных наблюдений некоторых путешественников. Вот что писал Людвиг Каро по этому поводу: "Рассказы путешественников, откуда почерпаются эти сведения, очень сомнительны. Если не вполне верными оказываются их описания орудий, жилищ, обычаев, племенных особенностей и произведений местности, то как осторожно должны принимать мы свидетельства о религиозном и моральном состоянии племен, посещаемых ими! Эти идеи очень смутны и неясны в самых душах их, да и высказываются они ими на самых бедных и неразвитых наречиях, а на языке неразвитом трудно выражаются мысли отвлеченные, как бы просты они нам не казались. Притом большая часть дикарей, не любят, когда их спрашивают о их убеждениях... они боятся, чтобы насмешки белых людей не коснулись верований, которыми они дорожат всего более" [2]. Впрочем, в поисках людей отрицающих бессмертие души можно не объезжать дальние страны и не общаться с дикими племенами, их можно найти гораздо ближе. Наиболее распространенными сектами, считающими, что душа после смерти не ведет сознательного существования, сейчас являются различные направления адвентистов, "Всемирная церковь Бога" Армстронга и "Свидетели Иеговы". Адвентистский теолог Карлайл Хайнес пишет, что "смерть - это настоящий сон, сон глубокий, бессознательный, непрерывный до самого пробуждения в момент воскресения. ...Нет и намека на то, что у человека спит только его тело, а душа при этом бодрствует и находится в сознании" [3]. Ниже мы покажем, что в Священном Писании есть не только намеки, но совершенно ясные указания на сознательное существование души в промежуток времени между смертью тела и воскресением. "Свидетели Иеговы" вообще считают, что "Душа перестает существовать, когда человек умирает" [4]. Вывод этот они делают, основываясь на неправильно истолкованных текстах Священного Писания. Прежде чем перейти к разбору аргументации сектантов, нужно сказать несколько слов об их идейных предшественниках. Незадолго до Рождества Христова в Иудее сложилась своего рода партия, называвшихся Саддукеями. По словам современного им историка, они "...совершенно отрицают судьбу и утверждают, что Бог не имеет никакого влияния на человеческие деяния, ни на злые, ни на добрые ...Точно также они отрицают бессмертие души и всякое загробное воздаяние" [5]. В другом своем труде тот же автор сообщал: "Это учение распространено среди немногих лиц, притом принадлежащим к особенно знатным родам. Впрочем, влияние их настолько ничтожно, что о них и говорить не стоит" [6]. В Палестине рубежа эпох предположение о смертности души не было широко известно. Однако, лиц принадлежащих к саддукейской ереси мы встречаем в Евангельском повествовании. Незадолго перед страданиями Спасителя они пытались искусить Его, но услышали в ответ, что существование человека не кончается смертью, потому что "Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы" (Лк.20:38). Современные наследники саддукеев исходят из предположения, что душа имеет природу не духовную, а телесную. Библейский язык во многом аллегоричен, и, не принимая в расчет эти свойства языка, "Свидетели Иеговы" искажают истины Священного Писания. В учении "Общества Сторожевой башни" доказывается, что раз в Священном Писании есть места, где говорится о том, что душа хочет есть (Числ.11:6), что ее можно искать, уловить (1 Цар.24:12), что она умирает (Иов.7:15) и т.д., то, следовательно, она смертна. Пользуясь подобной парадоксальной логикой, можно доказать, что угодно. Например, можно предположить, что чрево является Богом, на основании слов апостола "их Бог - чрево" (Фил.3:19). Понятно, что все подобные умозаключения не корректны. Итак, согласно учению "Общества Сторожевой башни", предполагается что душа является некоторой составной частью крови. Следовательно, с точки зрения "Свидетелей Иеговы", после смерти душа уничтожается вместе с телом. Обосновывается этот тезис некоторыми указаниями Пятикнижия Моисея. "..только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте" (Быт. 9:4), "...ибо душа всякого тела есть кровь его, она душа его; потому Я сказал сынам Израилевым: не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа всякого тела есть кровь его: всякий кто будет есть ее, истребится" (Лев.17:14). При более внимательном рассмотрении приведенных текстов, внимание привлекает то, что здесь упоминается кровь и душа животных, а не человека. В античной традиции человек считался не более чем разумным животным, но Библейское Откровение учит нас другому. И животные, и человек, конечно, сотворены Богом, но между способами, которыми они созданы, большая разница. Первые, по повелению Божию произведены водой и землей, то есть неразумной природой. Эти события Библия описывает в следующих словах: "И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую..." (Быт.1:20) "И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их" (Быт.1:24). Все эти твари, названы в Священном Писании "душой живой". Телесный состав они получили от вещества стихий мира. Выше, мы уже приводили тексты, свидетельствующие о том, что душа животных - кровь. И тело и кровь, следовательно, произошли из вещества воды и земли. Душа же человека совсем не кровь его. Таких утверждений не содержится в Священном Писании. Адам был создан отнюдь не действием стихий мира, но творческим актом Лиц Пресвятой Троицы. О человеке сказал Бог: "сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему..." (Быт.1:26) "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их" (Быт.1:27). Из этого видно, что человек не произведен водой или землей. Душа человеческая и кровь это не одно и тоже. У души человеческой иные свойства. Она продолжает жить и по смерти тела в аду или пред лицем Божиим. В Ветхом Завете существуют места, в которых упомянуты одновременно и душа животного и душа человека. Например в книге Иова о Боге говорится, что "... в Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти..." (Иов.15:10) Причем для обозначения "всего живущего" использовано слово "нефеш", указывающее, как правило, на неразумную составляющую, а человеческий дух обозначен словом "руах". "Руах" в Священном Писании практически всегда относится к человеку или к Богу. Следовательно, даже терминологически душа животного и человека в Библии различаются. Если адвентисты из своих ошибочных мнений не делают практических выводов, то этого нельзя сказать о "Свидетелях Иеговы". Они не просто ввели запрет на вкушение крови, что было бы вполне разумной мерой, тем более, что с древнейших времен подобное ограничение существовало в Церкви. По этому вопросу было принято решение на первом Апостольском Соборе в Иерусалиме, повторенное потом в 63-м апостольском правиле и 67-м правиле VI Вселенского Собора [7]. Уже Тертуллиан писал, что христиане "... не вкушают крови даже животных, воздерживаются от всякой удавленины и мертвечины из опасения, как бы не оскверниться скрывающейся внутри кровью" [8]. "Человек не вправе крови касаться" [9], читаем мы у Климента Александрийского. По Евсевию христианам "...запрещено есть кровь даже неразумных животных" [10]. Писали на эту тему также Ориген, Минуций Феликс и многие другие ранние христианские авторы. О причинах такого запрета на употребление крови животных хорошо написал архимандрит Иоанн (Соколов), будущий епископ Смоленский: "Во первых, причина естественная... зане душа всякия плоти кровь его есть (Лев.17:11), т. е. кровь является некоторым образом как бы вместилищем души, ближайшим орудием ее деятельности... во вторых, причина нравственная, так как употребление крови в пищу обнаруживало бы крайне грубую и жестокую чувственность и, как то показывает опыт, имело бы пагубное влияние на духовные свойства человека. Кроме того, в Ветхом Завете была к тому и обрядовая причина, так как ... Бог повелел израильтянам употреблять кровь для алтаря, чтобы очищать души их, кровь бо его вместо души умолит (Лев.17:11). В силу этого кровь представляла нечто святое и являлась как бы прообразом крови Пречистого, Божественного Агнца Христа, пролитой Им на кресте за спасение мира (Евр.10:4; 1 Ин.1:7)" [11]. Но "Свидетели Иеговы" довели разумное ограничение на употребление крови животных в пищу до абсурда, запретив применение медицинских препаратов на основе крови и переливание крови. Так как эта секта является тоталитарной, то на больных членов оказывается сильное давление с целью предотвращения нарушения этого запрета, что привело к многочисленным смертным случаям. Подробнее этот вопрос был рассмотрен выше в главе "О запрете на переливание крови". Мы уже указывали на тот факт, что душа человека не есть его кровь, как можно сказать о животных. Она "...есть сущность живая, простая и бестелесная..." [12] Но бестелесная "...по сравнению с грубостью вещества, ибо только Божество по истине - невещественно и бестелесно" [13], уточняет преподобный Иоанн Дамаскин. В Священном Писании душа нигде не названа бессмертной, точно так же, как не названы бессмертными ангельские чины и бесы. И действительно, по природе своей бессмертен только "Господь господствующих, единый имеющий бессмертие" (1 Тим. 6:16). Душа же человека, так же как и ангелы, и бесы, бессмертна по благодати. "Душа причастна жизни, потому что Бог хочет, чтобы она жила..." [14], говорит Иустин Философ в разговоре с Трифоном иудеем. Сама "...душа не есть жизнь, но участвует в жизни, дарованной ей Богом. ...Бог дарует жизнь и ее непрерывное продолжение..."[15], читаем мы у святителя Иринея Лионского. Душа "...бессмертна по милости Бога, дающего ей бессмертие, и есть существо живое, разумное, нетленное, по милости Даровавшего ей это..."[16] Поэтому отсутствие в Священном Писании понятия о бессмертной душе, равно как и о бессмертном ангеле или демоне, вовсе не означает их смертности, так как они все имеют вечную жизнь как дар от вечного Бога. Представители движений, считающих душу смертной, приводят в доказательство своей правоты несколько текстов Писания. Первое, наиболее часто употребляемое ими место, следующее: "Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя? Или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя - в месте тления? Разве во мраке познают чудеса Твои, и в земле забвения - правду Твою?" (Пс.87:11-13). На первый взгляд, в этом тексте говорится, что мертвые не могут хвалить Господа, что они мертвы, и для того, чтобы им ожить, нужно чудо. Следовательно, считают "Свидетели Иеговы", души умерших не существуют. Для правильного понимания приведенных стихов надо вспомнить, что в Псалме этом пророчествуется о Христе Спасителе, о Его молитве в саду Гефсиманском и одном из последних возгласов с креста: "eloi eloi lema sabaxtani" (Пс.87:2-3;15-16), о Его страданиях за людей (Пс.87:4-8;17-18), о том, что даже близкие удалились от Него во время взятия Его под стражу (Пс.87:9;19). Эти события были предсказаны не только царем Давидом, но и другими пророками. Наконец, в приведенных стихах автор пророчествует о нисхождении Христа во ад. О том, что мертвые были лишены возможности видеть лицо Божие и чудеса Его. Живые были вразумляемы наказаниями и ободряемы милостями Божиими, но не мертвые. Они находились во мраке, потому что до сошествия Христа во ад были лишены света Божия. И вот Христос является к усопшим [17]. Об этом пишет Апостол Петр: "Ибо для того и мертвым было благовествуемо (nekrois eueggeliste), чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом" (1 Петр.4:5-6). Говорил Господь во аде не только Ветхозаветным Праведникам, но и всем умершим за всю историю человечества: "…быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя…". (1 Петр.3:18-20) Сто тринадцатый Псалом также часто используется сектантами. Из него приводятся следующие строки: "Ни мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в Могилу" (Пс.113:25). Чтобы понять, что здесь имеются ввиду не мертвецы, достаточно дочитать Псалом до конца. В следующем стихе говорится: "..но мы (живые) будем благословлять Господа отныне и вовек" (Пс.113:26). Итак, мертвыми св. царь Давид называет здесь не скончавшихся, но погибших в нечестии, тех, которые еще раньше умерли нравственно. Подобных людей Сам Господь в Евангелии от Матфея (8:22) называл мертвецами, хотя физически они еще были живы. Им противопоставлены праведники, прославляющие Бога не только в этой жизни, но и "во век", то есть и в загробном мире. Развивая эту мысль в следующем псалме, псалмопевец пророчествует о том, как души людей будут избавлены Спасителем от власти преисподней: "Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя. Ты избавил душу мою от смерти, очи мои от слез и ноги мои от преткновения. Буду ходить пред лицем Господним на земле живых" (Пс.114:7-8). В аду прославлять Бога человек не мог. Только после того как Спаситель возвел с собою на небо усопших праведников, принявших Благовестие Его, там в Раю спасенные прославили Бога. Ибо "...“восшел” что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?" ( Еф.4:9) Со времени этого возведения любящие Бога заканчивают земную жизнь с радостью. Эту радость испытывал апостол Павел, когда писал: "…мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа" (2 Кор.5:8). То есть на той самой "земле живых", "в граде Бога живого", о которой пророчествовал Псалмопевец. Христиане присоединяются "…к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства…" (Евр.12:23). В сто сорок пятом псалме следующие стихи приводятся с целью обосновать ложное учение о смертности души: "Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают (все) помышления его" (Пс.145:3-4). Царь Давид учит нас, что нет ничего ненадежнее надежды на человека. Как может спасти других тот, кто не спасет себя самого? Даже если у него есть власть, он не властен в самой своей жизни. Поэтому нельзя надеяться на того, "в котором нет спасения", то есть, по другому переводу, "на того, кто не может спасти" (to me exonti sosai) [18]. Сектанты считают, что раз в момент смерти "исчезают (все) помышления" человека, на которого надеются, то это означает прекращение его существования. Но слово "помышления" в нашем случае имеет совсем иной смысл. По причине смерти остаются неосуществленными замыслы, надежды, чаяния усопшего. Он уже не может исполнить те планы, которые предполагал осуществить на земле. Именно исчезновение этих забот о будущем, плотском и имеется здесь ввиду. То, что Псалмопевец придавал своим словам именно это значение, подтверждается и одним из древнейших переводов, где стоит слово "proteseis" - то есть "предположения" [19]. Поэтому "Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его ...вечно хранящего верность..." (Пс.145:5-6) Блажен надеющийся на Господа. Даже умирая, такой человек предает себя в крепкую руку Божию, которому служил при жизни. Он идет не в небытие, а туда, куда стремился: "Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше…". (Филип.1:23) Участь всех людей до Боговоплощения была печальна. И праведные, и грешные снисходили в Шеол - место плача. О спасении оттуда молит псалмопевец в шестом псалме. "Обратись, Господи, избави душу мою, спаси меня ради милости Твоей, ибо в смерти нет памятования о Тебе; во гробе кто будет славить Тебя?" (Пс.6:5-6) Эти слова также используются для доказательства смертности души. Но смысл псалма совсем другой. Царь Давид тяжко страдая от сознания того, что после кончины праведники, разделяя участь грешников, попадают в ад, где лишены возможности прославлять Бога, молит Господа, чтобы Тот избавил душу его от этой участи. Он молится о принятии своего покаяния в этой жизни и о возведении из преисподней в благоугодное для Спасителя будущее время. О том, что услышана была молитва его, свидетельствуют дальнейшие слова псалма: "...услышал Господь моление мое..", то есть принял покаяние пророка. И о будущем Святой Давид радостно воспевает: "Господь примет молитву мою" (Пс.6:10). То есть спасет его из Шеола. И в другом месте: "Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня" (Пс.48:16). В двадцать девятом псалме, написанном спустя некоторое время после написания шестого, псалмопевец, вспоминая душевные страдания свои в момент создания этого более раннего псалма говорит: "Тогда к Тебе, Господи взывал я, и Господа (моего) умолял: "что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу? Будет ли прах славить Тебя? Будет ли возвещать истину Твою?" (Пс.29:9-10) Стихи эти также используются неверующими в бессмертие души. Надо сказать, что приводят их, как правило, в виде отрывка и вне связи с остальным текстом. Поэтому достаточно прочитать псалом полностью, чтобы понять уверенность автора в обратном: "Господи! Ты вывел из ада душу мою и оживил меня, чтобы я не сошел в могилу" (Пс.29:4). Пророк, как бы видя снисхождение Христа во ад и свое спасение, с ликовнием воспевает: "...да славит Тебя душа моя и да не умолкает. Господи Боже мой! Буду славить тебя вечно" (Пс.29:13). В период с 726 г. до Р. Х. по 697 г. до Р. Х. в Иудее правил благочестивый царь Езекия. Он восстановил истинное Богослужение и сделал много другого хорошего для своей страны. Но спустя некоторое время смертельно заболел. В этой болезни царь обратился со смиренной мольбой к Господу, Который и даровал ему еще 15 лет жизни. Помещена пламенная молитва Езекии в Книге пророка Исаии. Там есть следующие слова: "Ибо не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою. Живой, только живой прославит Тебя, как я ныне: отец возвестит детям истину Твою" (Ис.38:18-19). Сторонники теории о смертности души считают, что царь придерживается в этих строках их мнения, хотя он для этого не подал никакого повода. В молитве говорится лишь о том, что до пришествия Христова прославляли Бога только живые. Более того, конец земной жизни представлялся Езекии в виде исхода из тела: "...жилище мое снимается с места и уносится от меня, как шалаш пастушеский..." (Ис.38:12) И о самой душе его: "Я сказал в себе: в преполовении дней моих должен я идти во врата преисподней; я лишен остатка лет моих" (Ис.38:10). То есть смерть в Ветхом Завете подразумевалась не совершенным уничтожением, но совлечением тела с души и снисхождением души в преисподнюю. То, что сознательное существование продолжалось и там, видно из пророчества Исаии, в котором ад представлялся наполненным живыми существами, все сознающими и все понимающими душами: "Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их. Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам!" (Ис. 14:9-10), - обращается пророк к царю Вавилона. Вера в бессмертие души возникла гораздо раньше того времени, в которое жили Пророк Исаия и царь Езекия. Эта вера была, пожалуй, общей для всех древних народов. Когда Иаков услышал горестную весть о смерти сына своего Иосифа, якобы растерзанного зверями, огромная скорбь объяла душу его. По обычаям того времени вся семья собралась оплакать потерю. Вот как описывается это событие в Священном Писании: "И собрались все сыновья его и все дочери его, чтобы утешить его; но он не хотел утешиться и сказал: с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю. Так оплакивал его отец его" (Быт.37:35). Мы видим, что Иаков был уверен в жизни после смерти. Он считал сына своего Иосифа, пребывающим в преисподней и готов был идти к нему. Первый еврейский царь Саул также не сомневался в том, что душа человеческая не умирает после смерти, но находится в соответствующих местах. Его уверенность в этом была настолько велика, что при наступлении тяжелой политической ситуации в стране, он, в нарушение Закона, велел вызвать душу пророка Самуила, правда ответ получил неблагоприятный: "И сказал Самуил Саулу: для чего ты тревожишь меня, чтобы я вышел?…завтра ты и сыны твои будете со мною, и стан Израильский предаст Господь в руки Филистимлян" (1 Цар.28:15;19). Об этом же событии, происшедшем с пророком Самуилом уже после смерти его, говорится также и в Книге Премудрости Иисуса, Сына Сирахова, находящейся в Септуагинте: "Он пророчествовал и по смерти своей, и предсказал царю смерть его, и в пророчестве возвысил из земли голос свой, что беззаконный народ истребится" (46:20 По Септуагинте) (Сирах.46:23). Один из величайших пророков Ветхого Завета - Илия по слову Господа пошел в город Сарепту Сидонскую. Там он поселился у бедной вдовы. Единственный сын ее заболел сильной горячкой и умер. Пророк, видя смирение этой женщины, обратился к Господу с пламенной молитвой, прося воскресить ребенка: "…Господи Боже мой! да возвратится душа отрока сего в него! И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил" (3 Цар. 17:21-22). Из описания этого чуда мы видим, что Св. Пророк Илия точно знал, что душа этого мальчика не умерла, а отошла, и оживление ребенка описано словами "возвратилась душа", то есть она может отделяться от тела в результате смерти и возвращаться в него. Не обошли вниманием "Свидетели Иеговы" и Книгу Екклесиаста. Используемые ими цитаты следующие: "...участь сынов человеческих и участь животных - участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все - суета! Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах. Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?" (Еккл.3:19-21). "Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению..." (Еккл.9:5) Книга Екклесиаста или проповедника, принадлежит человеку, который сам о себе говорит, что он сын Давидов, был царем над Израилем в Иерусалиме (Еккл.1:1;12), был мудр и учил народ знанию (Еккл.12:9). О том, кто этот человек был на самом деле, в какое время он жил, под чьим влиянием писал, мы сейчас рассуждать не будем. Главная мысль его состоит в том, что все, что ни делают люди на земле - преходяще, а "...все, что делает Бог, пребывает вовек..." (Еккл.3:14) С этой точки зрения автор исследовал рассуждения двух типов людей. Одни считают, что люди и животные это одно и тоже, один дух у них, и пр., согласно приведенному выше (Еккл.3:19-21). Но это противоречит указаниям первой главы книги Бытия. Другие, видя, что правосудие отсутствует в этом мире, делают вывод, что "праведного и нечестивого будет судить Бог; потому что время для всякой вещи и суд над всяким делом там" (Еккл.3:17), то есть за гробом. Но кто не верит в бессмертие души, тот не может говорить о суде за гробом, как говорит о нем Екклезиаст. С первой точки зрения, "...живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают". Поэтому "ешь с весельем хлеб твой, и пей в радости сердца вино твое..." (Еккл.9:7) Эта фраза очень напоминает другую, сказанную много позже: "...душа! Много добра лежит у меня на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись..." (Лк.12:19) Людей, рассуждающих так, Господь назвал безумными, как не думающих о будущей жизни. Экклезиаст, который исследовал все виды человеческой, мирской мудрости, видел пропасть, к которой ведут подобные рассуждения. Он задавал себе вопрос, что будет, когда "возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, который дал его" (Еккл.12:7)? Когда душа покинет свое тело - отойдет "человек в вечный дом свой" (Еккл.12:5)? Живя во времена Ветхого Завета, Проповедник, посмертный путь для которого мог быть только один, не осуждал людей, ужасавшихся своего будущего. Он лишь исследовал рассуждения тех, которые прятались от мыслей о преисподней за слабые человеческие рассуждения. Екклесиаст помнил слова своего отца Давида: "Ибо ты не оставишь души моей во аде и не дашь святому твоему увидеть тление" (Пс.15:10). В Новом Завете учение о бессмертии души изложено с совершенной ясностью. Перед нами предстают праведники Израиля, общающиеся со Христом. Во время Славного Преображения Господа мы видим, что явились "...им (Господу и ученикам – Д.Е.) Моисей и Илия, с Ним беседующие" ( Мф.17:3=Мк.9:2=Лк.9:28). Если Пророк Илия вознесен был на огненной колеснице с плотью и, следовательно, не расставался с душой, то о боговидце Моисее из Священного Писания нам известно, что он умер. Следовательно, душа его рассталась с телом, но по прошествии долгого времени явилась на святую гору свидетельствовать о Христе. "Общество Сторожевой башни" считает, что преображение на Фаворе было галлюцинацией, видением. Обосновывается эта точка зрения словами Господа "...никому не сказывайте о сем видении (drama)..." (Мф.17:9) Согласно словарю Вейсмана, "drama" переводится как: зрелище, вид; Н.З.: видение, явление, привидение [20]. "Свидетели Иеговы" предпочитают последнее значение рассматриваемого слова. Посмотрим, так ли это. В Деян.7:31описывается явление Ангела Господня в пламени горящего тернового куста. "Моисей, увидев, дивился видению (drama)..." Следовательно, по логике "Свидетелей Иеговы", откровение Яхве пророку было привидением. Тоже относится к явлениям Господа Анании в Деян.9:10 и Апостолу Павлу в Деян.18:9, которые описываются словами "Господь в видении (en dramati) сказал..." Получается, что Сам Господь являлся привидением. Сотник Корнилий также "...в видении (en dramati) ясно видел... Ангела Божия..." (Деян.10:3) То же слово мы встречаем в Деян.10:17; 10:19; 11:5; 12:9; 16:9-10; 26:19. Из приведенных мест можно сделать вывод о том, что "drama" в Священном Писании означает именно видение реальностей духовного мира. Призраки же и миражи не имеющие реального существования, во время написания Евангелия назывались другим словом - "fantasma;", например, в Мф.14:26. Надо также отметить, что в Евангелии подчеркивается, что "...два мужа... которые были Моисей и Илия... говорили об исходе Его..." (Лк.9:30-31) Если это были "привидения", как считают "Свидетели Иеговы", то становится непонятен сам смысл события, так как возникает вопрос: зачем Христу узнавать от "призраков" о Своем исходе? Получается также, что само Царствие Божие, не больше, чем мираж, так как о Преображении в Евангелии говорится, как о видении "Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем" (Мф.16:28). По свидетельству Самого Господа, еще один Ветхозаветный патриарх продолжал жить душой до времени Его воплощения. "Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался" (Ин.8:56), - услышали иудеи слова Христа на следующий день после окончания праздника Кущей. Увидеть день Христов спустя сотни лет после смерти может только бессмертная душа, обладающая сознанием. Господь учил своих учеников бестрепетно встречать гонения. Они знали, что бессмертной душе повредить враги не могут, а бояться надо нарушения заповедей. "И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геене" (Мф.10:28). Поэтому и великий сонм мучеников с радостью шел на смерть за веру, ибо эти люди знали, что идут ко Христу. Во время Крестных страданий Спасителя один из двух разбойников, распятых с Ним, смиренно просил Господа помянуть его в Царстве Небесном. В ответ на эту просьбу и услышал он следующее обетование: "…истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю" (…amen soi lego, semeron met emou ese en to paradeiso) (Лк.23:43). Христос не сказал, что спасется благоразумный разбойник после Воскресения, но что душа его будет ныне же в раю. Сектанты сознательно искажают этот текст, утверждая, что слова Господа означают: "истинно говорю тебе ныне, будешь со Мною в Раю". То есть говорю тебе сейчас о будущем. Посмотрим, так ли это? Греческое слово "e semeron", в синодальном переводе "ныне", означает "сегодня", "сегодняшний день" и стоит в accusativus temporis. Эта форма используется для обозначения продолжительности какого-либо действия. Поэтому, если предположить, что semeron относится к первой части предложения, то мы приходим к нелепому выводу о том, что Господь говорит разбойнику на протяжении всего дня, то есть: "истинно говорю тебе в течении сегодняшнего дня". Если бы Евангельское повествование имело такой смысл, какой вкладывают в него сектанты, то есть, если бы св. Евангелист Лука вложил в уста Господа слова: "истинно говорю тебе ныне, будешь со Мною в Раю", то он использовал бы для обозначения "ныне" указательное наречие времени - nun (теперь, ныне). Подобным образом оно применяется в Гал.2:20 - "А что ныне живу по плоти..." (o de nun xo en sarki...), то есть действие "живу по плоти" совершается в конкретный момент времени "ныне". Поэтому в случае применения такого грамматического оборота в разбираемом нами стихе Лк.23:43 можно было бы предполагать, что Господь сказал: "истинно говорю тебе ныне" о будущем событии. Фактически же во всех известных рукописях Нового Завета стоит не "nun", но "semeron" (один раз встречается "emera", что впрочем совершенно не меняет смысл текста), подтверждая свидетельство об обетовании Господа благоразумному разбойнику быть в Раю в тот же день. В Евангелии от Луки встречаются также и другие места, имеющие аналогичную грамматическую конструкцию. Например, Лк.19:9 - "Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему..." (eipen de pros auton o Iesous oti semeron soteria to oiko touto egeneto...) Если члены секты, переводящие Писание, истолковывают разбираемый нами стих Лк.23:43 так, как им выгодно, то согласно своей логике, они должны и Лк.19:9 перевести аналогично "Иисус сказал ему ныне, пришло спасение дому сему", то есть Иисус сказал Закхею в течении дня, что его дому пришло спасение. Но бессмысленность такого перевода очевидна и с логической, и с грамматической точки зрения. Последнее явствует из формы accusativus temporis слова semeron, что мы уже рассматривали выше. Можно также вспомнить о похожей конструкции в Лк. 19:5 и некоторых других местах. Таким образом, из разобранных греческих текстов Св. Писания мы видим, что для подобного вольного перевода Лк.23:43 нет никаких оснований кроме желания исказить истину о существовании души человеческой после смерти. В последней книге Нового Завета - Откровении Апостола Иоанна Богослова находятся описания состояния душ умерших праведников, находящихся у Престола Божия. Глубокая древность этой книги и ее апостольское происхождение подтверждаются многими свидетельствами. Святой Иоанн Богослов пишет, что ему была открыта посмертная участь мучеников в Царстве Небесном: "И увидел я… и души обезглавленных (tas psuhas ton pepelekismenon) за свидетельство Иисуса и за слово Божие…". (Откр.20:4) То есть души не умерли, а продолжали существовать. Описано также что они делают. В седьмой главе Откровения мы читаем, что люди, пришедшие "от великой скорби" (Откр.7:14) в земной жизни, получили от Бога великое воздаяние: "За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них" (Откр.7:15). В этой последней книге Священного Писания мы читаем также, что, находясь на небесах, души праведников могут молиться Богу о земных делах и грешниках еще не умерших: "…я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря…" (Откр.6:9-11). То, что здесь имеется ввиду период времени еще до Страшного Суда, видно из ответа, полученного этими мучениками, свидетельствующем, что многие христиане живут еще в мире: "И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число". Все Священное Писание учит нас, что человек состоит из тела и души. Если тело смертно, то душа нет. Если люди и умирают телом, они продолжают существовать душой. "Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми" (eis touto gar Hristos apetanen kai exesen, ina kai nekron kai xonton kuriuse) (Рим.14:9). "О возлюбленные, - пишет святитель Димитрий Ростовский, - отец твой, родивший тебя по плоти, не есть истинный отец: поскольку тленную только родил плоть, скоро умирающую. Всесильный же Бог Отец твой истинен есть: поскольку бессмертную твою создав душу, влив в плоть твою, Его же повелением зачатую"[21]. Поэтому, продолжая мысль святителя можно утверждать, что отказываясь считать свою душу бессмертной, "Свидетели Иеговы", может быть неосознанно, отказываются от признания себя детьми Божиими, отрекаются от любви Бога Отца, от Его благодатного дара. [1] Цит. по Григорий Дьяченко. Священник. Область таинственного. М., 1992. С. 449. [2] Там же. [3]Hanes K. B. Life, Death, and Immortality. Nashville, 1923. C. 201 [4] Свидетели Иеговы в XX веке. — New York, 1994. С. 13. [5] Иосиф Флавий. Иудейская война. Минск, 1991. С. 156. [6] Иосиф Флавий. Иудейские древности. Минск, 1994. С. 433. [7]
Правила Святых Апостолов:
Правило 63 "Аще кто епископ,
или пресвитер, или дьякон, или
вообще из священного чина,
будет ясти мясо в крови души
его. Или звероядину, или
мертвечину: да будет извержен.
Ибо сие закон запретил. Аще же
сие соделает мирянин: да будет
отлучен (Деян.15:29). Цит. по
Никодим Милаш. Епископ. Правила
Православной Церкви. Свято-Троицкая
Сергиева Лавра, 1996. Т. 1. С. 139. [8] Тертуллиан. Апология./Отцы и учители церкви III века. Антология. 1996. Т. 1. С. 330. [9] Климент Александрийский. Святитель. Указ. соч. С. 230. [10] Евсевий Памфил. Церковная история. М., 1993. С. 162. [11] Цит. по Никодим Милаш. Указ. соч. С. 140. [12] Иоанн Дамаскин. Преподобный. Точное изложение православной веры. М., 1992. С. 153. [13] Там же. С. 151. [14] Иустин Философ. Мученик. Творения. М., 1995. С. 144. [15] Ириней Лионский. Указ. соч. С. 215. [16] Кирилл Иерусалимский. Архиепископ. Слова огласительные. М., 1855. С. 60. [17] Об этом подробнее см. Иоанн Златоуст. Святитель. На псалом 87//Полное собрание творений. М., 1996. Т.V, Кн. 2. С. 882. [18] Об этом подробнее см. Иоанн Златоуст. Святитель. На псалом 145//Указ. соч. С. 529. [19] Там же. [20] Вейсман А. Д. Греческо-русский словарь. М., 1991. С. 894. [21] Димитрий Ростовский. Святитель. Догматическое учение выбранное из сочинений святителя Димитрия//Христианское Чтение. — 1842. — IV. — С. 370. |