Монастырь|
Свидетелям
Иеговы посвящается| Наши
единомышленники| Служба
катехизации|
| В
хронологическом порядке| Объявления|
оглавление | предыдущая глава | следующая глава | zip-архив книги |
Глава 14 Обращение
Ценность религии Религиозная личность имеет обыкновение основывать свое спасение на факте принадлежности к той или иной определенной религиозной группе, вере в те или иные конкретные нормы, исполнении тех или иных специфических ритуалов. Такое представление настолько укоренено в сознании народа, что кажется несомненным в силу своей популярности. Обе религиозные группы, к которым я принадлежал, поддерживали такое представление. Именно оно вдохновляло мои искания истинной религии в течение тех нескольких месяцев, которые последовали за моим уходом от “свидетелей Иеговы”. Но снова взявшись за изучение Библии, я увидел, что эта теория была ошибочной. В это время я многократно перечитывал Новый Завет и снова оказался лицом к лицу с Посланием к Римлянам. Помню, что я читал его по-гречески, чтобы видеть, что говорит текст буквально. Первый шок я ощутил, когда увидел, что все мы, без исключения, виновны пред Богом. В 1,32 говорилось: Oti oi ta toiauta prassontes axioi tanatou eisin (“Делающие такие дела достойны смерти”). Все, кто лгут, вожделеют, завидуют, обманывают, хвалятся, непослушны родителям и т.д., которых перечисляет Послание к Римлянам в стихах от 1,18 до 1,31, достойны смерти. “И ничего не значит их религия? - подумал я. - Ни их мораль?” Ответ я нашел несколькими стихами далее, в 2,3: Logixe de touto, o antrope o krinon tous ta toiauta prassontas kai poion auta oti su ekfeuxe to krima tou Teou (“Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и сам делая то же?”). Нет, сам факт плохо судить о каком-то действии не избавляет меня от вины, но, возможно, делает меня еще более виновным, ибо, зная, что это плохо, я это делаю тем не менее. Я настаивал: ну, а религия? Может ли она меня спасти? - И ответ был снова отрицательный, и Павел приводил в пример иудеев. Ибо закон или религиозность не спасали их; если они грешили, они были виновны, и это было неизбежно. К Римлянам 2,12 говорило об этом ясно: osoi gar anomos emarton anomos kai apolountai kai osoi en nomo hmarton, dia nomou kritesontai (“Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся”). Но тогда, чего стоит религия? Что мне дает тот факт, что я покинул “свидетелей Иеговы”, поскольку это была религия ложная? Чего стоили мои поиски истинной религии, если, как грешник, я не могу надеяться ни на что, кроме осуждения? Когда я дошел до стиха 3,20, картина стала еще более мрачной: dioti ex ergon nomou ou dikaiotesetai pasa sarx enopion autou, dia gar nomou epignosis amartias (“Потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех”). Не было в религии надежды. Самый закон Божий мог только лишь показать мне, что я грешник, но не спасти меня. Надежда Если бы я прекратил читать на этом месте, результатом могло явиться лишь отчаяние. Было очевидно, что я всего только жалкий грешник, чьи прегрешения пред Богом непоправимо осуждали его, даже если его учение было правильным и его религиозная принадлежность безупречной. Ответ на мои вопросы находился, однако, в следующих стихах. В 3,21 и 22 Павел настаивает на том, что теперь явилось средство быть оправданными, быть спасенными ни по делам и ни по закону, хотя закон и пророки возвещали об этом средстве. Это способ спасения совершенно необходимый, незаменимый, ибо мы все без исключения согрешили и отдалились от Бога, и не можем достичь его нашими собственными силами (Рим 3,23). Каков же этот способ спасения? Как Бог должен спасти осужденных грешников, неспособных спастись благодаря закону или религии? Я получил ответ, когда меньше всего этого ожидал: dikaioumenoi dorean te autou hariti (“Получили оправдание даром, по благодати Его”) (Рим 3,24). Бог нас спасает по благодати, даром! Это казалось мне совершенно невероятным! Бог справедлив и потому осуждает нас. Как же тогда в справедливости Своей Он мог бы спасти нас, если это по благодати, а не беря в расчет наших заслуг? Стихи 25 и 26 той же главы дали мне ответ. Бог всегда справедлив, и потому Он осуществил кару за наши грехи, но Он осуществил Ее над Иисусом Христом, преданным вместо нас. И поскольку Христос совершил искупление, мы не можем приобрести его сами. Мы можем лишь принять его верой или же отринуть, но мы не можем заменить его религией, добрыми делами или здравым учением. Стих 27 говорил даже о чем-то, что я испытал на себе самом, когда был “свидетелем Иеговы”. Мне совершенно нечем было хвалиться, и никто не мог бы утверждать, что он сам приобрел свое спасение. Спасения можно достичь, только приняв его, ибо Иисус Христос уже дал нам все. Светит свет Было бы слишком долго говорить, что это переживание значило для меня, и я постараюсь резюмировать его как можно более кратко. Но я чувствую, что должен, тем не менее, исходить из трех текстов, которые мне кажутся основными. Первый - это Послание к Римлянам, 8,1; это, вне всякого сомнения, один из моих самых излюбленных стихов, и, помню, что когда я обнаружил его, я преисполнился радости. Это место говорит: Ouden ara nun katakrima tois en Hrisro Ihsou (“Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе живут не по плоти, но по духу”). Это показало мне одну очень важную вещь. Спасение не в религии, но во Христе. Лишь в Нем одном обретается избавление от осуждения. Кто будет в Нем, кто примет Его смерть на кресте вместо нас, тот будет спасен и не погибнет. Второй текст указывает, каким образом можно войти в такую связь со Христом, чтобы спастись. Это достигается не путем религии, дел, обрядов, догм, но по благодати Божией, которую мы принимаем верой. Действительно, Послание к Ефесянам 2,8-9, говорит: te gar hariti este dedosmenoi dia pisteos kai touto ouk ex umon, teou to doron, ouk ex ergon, ina me tis kauhestai (“Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился”). Спасение - это дивный дар Божий. Его принимают или отвергают, но никто не может его купить или сделать предметом сделки. Как это далеко от той гордыни, какая была у меня в прошлом, когда я угрожал тем, кто не желал избежать близкого конца существующей системы вещей! Третий текст это Послание к Галатам, 2,21: Ouk ateto ten harin tou teou ei gar dia nomou dikaiosune ara Hristos dorean apetanen (“Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер”). Вот где был кульминационный пункт моих долгих поисков! Вот почему умер Иисус Христос. Если бы мы могли сами спастись, если бы религия, закон или дела могли нас оправдать, Христу незачем было бы приходить в мир. Если бы всех наших усилий могло хватить, чтобы нас спасти, то смерть Иисуса Христа была бы бесполезной утратой. Но если, напротив, мы только бедные грешники, виновные перед Богом и неспособные Его достичь, и наши дела, религии, жизни не могут привести ко спасению, то тогда смерть Христа становится необходимой. Лишь через нее мы можем иметь надежду на спасение. Библия являет собой бесспорное целое, и считается с реальностью. Человек грешен. Я в том числе. Думать, что мои добрые дела или моя религия могли бы это компенсировать, это, по сути, ни что иное, как желать, чтобы Бог не замечал того, что очевидно: моей виновности. Если Бог справедлив, а Он именно таков, Он должен потребовать удовлетворения, а я неспособен его дать. Вот тут-то Он Сам выходит на сцену. Он воплощается, как об этом возвестили пророки, и Он умирает вместо нас. Ибо другого пути не было. Теперь, мы можем принять Его или Его отвергнуть. Что до меня, то тем летом, летом 1977 года, я решил Его принять. |