Монастырь| Свидетелям Иеговы посвящается| Наши единомышленники| Служба катехизации|
| В хронологическом порядке| Объявления|

 

  оглавление предыдущая глава следующая глава zip-архив книги  

 

2.2. ИСТОРИЯ СЕКТЫ ОТ СМЕРТИ РАССЕЛА ДО СМЕРТИ РУТТЕРФОРДА

 
 

 

Согласно завещанию Рассела, которое было опубликовано в "Сторожевой башне" за 1.12.1916 года, назначались члены Издательского комитета, имеющие право контроля над всеми изданиями Общества: Уильям И. Пейс, Уильям И. Ван Амбург, Генри Клэй Роквелл, И. У. Бреннейсон, Ф. Х. Робинсон. Кроме того, Рассел предлагал несколько кандидатов для занятия возможных вакансий в этом комитете: А. И. Берджесс, Роберт Хирш, Айзек Хоскинс, Джо Х. Фишер (Скрэнтон), Дж. Ф. Рутерфорд и доктор Джон Эдгар. Мы видим, что преемник Рассела не входил в число членов комитета, но только в число заместителей [1].Финансовый контроль также регламентировался завещанием: "Я уже передал Библейскому Обществу Сторожевая башня все свои акции Общества с правом голоса, поместив их в руки пятерых попечителей: сестра И. Луиза Гамильтон, сестра Альмета М. Нейшен Робисон, сестра Дж. Г. Херр, сестра С. Томлинс, сестра Элис Г. Джеймс. Эти попечители назначены пожизненно. В случае их смерти или прошения об отставке преемники будут назначены директорами Общества Сторожевая башня, членами Издательского комитета и оставшимися попечителями" [2].

Преемником Расселла на посту председателя "Библейского Общества Сторожевой башни" стал Джозеф Франклин Рутерфорд (1870-1942). В начале своей светской карьеры он работал помощником судьи в Бунвилле, штат Миссури; позже переехал в Нью-Йорк. При Расселе Рутерфорд занимал пост вице-президента. По завещанию он должен был делить власть с советом директоров, "пожизненно" назначенных Расселом, но изгнав их 7 июля 1917 года, захватил монопольную власть. Произошло это совершенно скандальным образом. "Судья" под предлогом того, что назначение Рассела не было подтверждено на ежегодном собрании Корпорации, сместил четырех директоров из семи с занимаемых постов, не прибегая к общему голосованию. По словам А. Х. Макмиллана, в то время видного члена штаб - квартиры, Рутерфорд провел консультации с независимым юристом, который не являлся членом секты, и вслед за этим принял решение об увольнении директоров [3]. По распоряжению Рутерфорда его помощник даже вызывал в здание Бруклинской штаб-квартиры Общества полицию, чтобы разогнать заседание Совета директоров и удалить его участников из их кабинетов.

В 1918 г. Рутерфорд изгоняет из правящей корпорации Общества старого сотрудника Рассела Пола Джонсона, будущего создателя конкурирующей секты - "Епифания" за то, что тот продолжает пропо­ведовать об окончательном определении и воскре­сении к духовной жизни в 1914 г. праведников, причисленных к "небесному классу".

Обеспечив неприкосновенность штаб-квартиры и корпоративной собственности секты, Рутерфорд обратил свой взор к остальным структурам организации. Постепенно заменяя избранных поместными собраниями пресвитеров своими людьми, президент добился того, что сеть свободных, полуавтономных организаций с демократическим самоуправлением превратилась в прочно спаяную машину, работа которой контролировалась из его офиса. К 1927 году было в основном запрещено самостоятельное из­брание и постановление старейшин без прямого контроля из Бруклинского центра. Многие руководители собраний были сме­щены со своих должностей, что впоследствии было определено как "очищение святилища" (Дан. 8, 14). "Для этого, - сообщала "Сторожевая башня", - потребовалось буквально 2300 дней" от 25 мая 1925 г. по 15 ок­тября 1931 г."[4]

Еще в 1917 году Рутерфорд начал издавать сопроводительный журнал к "Сторожевой башне" - "Золотой век" (теперь "Пробудитесь!"). Рутерфорда также не обошла общая болезнь расселитов. Он назначил дату Второго пришествия на 1918 год. Но потом скорректировал "точное" время прихода Царства Божия на землю на 1925 год. Политические события того времени "пророчески" перетолковывались. Когда в 1919 г. была соз­дана Международная лига наций, ей присвоили наименование "мерзости запустения" (Дан. 9, 27) [5].

Незадолго до этой даты конгресс "Свидетелей Иеговы" торжественно принял резолюцию о "гибели человеческой цивилизации".

В 1920 г. Рутерфорд подвел под деятельность секты твердую финансовую основу, на которой она базируется до настоящего времени. Он вменил в обязанность своим сторонникам распространение книг и журналов, издаваемых обществом. До сегодняшнего дня это основной источник финансирования "Свидетелей". Относительно военной службы Рутерфорд продолжал политику Рассела. Он вел активную пропаганду отказа от службы в армии, за что был посажен в тюрьму, правда позже амнистирован.

В 1925 году, основываясь на лжепророчестве о близком воскресении патриархов и праведников Ветхого Завета, Рутерфорд приказал своим последователям построить дворец для их приема, позднее получивший название "Дом Князей" (Бет-Сарим). Располагался особняк в фешенебельном пригороде Сан-Диего, а так как ожидаемые праведники не воскресли, жил в нем до своей смерти президент Рутерфорд. Со временем здание стало вызывать недоумение и было поспешно продано.

К этому времени в организации осталось всего около 24-х тысяч человек. Рутерфорд впоследствии назвал строительство дворца "неверным и глупым", дословно "свалял дурака" [6]. Дату конца перенесли на 1942 год.

К 1931 году в среде сектантов окончательно оформился раскол из-за седьмого тома сочинений Рассела "Разгаданная тайна". Эта книга была представлена работникам штаб - квартиры еще 7 июля 1917 года. На самом деле она написана Клейтоном Дж. Вудвортом и Джорджем Х. Фишером. Рутерфорд единолично принял решение об этом издании.

Сам ересиарх распоряжением Рутерфорда был посмертно лишен звания "верного и благоразумного раба", а пирамида, которую основатель Общества выдавал за "Божье свидетельство в камне" [7], была переименована в "дьявольскую Библию". Но парадоксальным образом, одновременно члены Общества призывались к преданности идеям Рассела [8].

Рутерфорд на конгрессе, состоявшемся в октябре 1931 г. в г. Колумбус, шт. Огайо, США, переименовал секту в "Свидетели Иеговы" (до этого они назывались "расселиты"), причем основная масса народа пошла за ним. Название "Свидетели Иеговы" президент взял из книги Пророка Исаии 43:10. Отколовшиеся поместные собрания образовали ряд разрозненных групп, таких как "Чикагские исследователи Библии", "Исследователи Библии зари" и пр. Эти общества во всем своем многообразии дожили до сегодняшнего дня под разными именами. Наиболее влиятельна из них "Конференция христиан верующих", созданная еще в 1909 г. проповедниками Х.Хенингом, М.Макфайлом и А.Вильямсом, резко выступав­шими против Ч. Рассела. Спор шел из-за количества членов "небесного правительства", то есть 144000 спасенных. Хенинг и Макфайл, в отличии от Рассела, считали это число приблизительным. Интересно, что подобные идеи сохранились в "Обществе Сторожевой башни" до настоящего времени, о чем свидетельствует п.5 документа Руководящей корпорации "Recent evidences of wrong teachings being spread about" ("Недавние свидетельства о распространении неверных учений") от 26.04.80 г.[9]

Изгнанные Рутерфордом в 1918 году объединились в "Пасторский библейский институт".

"Исследователи Библии зари" откололись от "Пасторского библейского института" в 20-х годах и имеют своих последователей во Франции, Австрии, Германии, Италии, Дании, Уругвае и других странах.

Крупнейшей из отколовшихся от Бруклин­ского центра в 1918 г. является Ассоциация изучающих Би­блию - “Епифания”. Возглавил это движе­ние, упоминавшийся выше Пол Джонсон, обвинявший Рутер­форда в предательстве заветов Рассела. Этому предательству посвящены целых семнадцать томов сочинений Джонсона. "Епифанцы" действуют сейчас в России.

Кроме упомянутых сект "Свидетелей Иеговы" в США имеются и ряд более мелких движений - Лаодикийское движение домашних животных, Филантропическая ассамблея и другие [10].

В 30-е, 40-е годы свидетели начали широко использовать радио для своих проповедей. К 1933 году общество пользовалось 403 радиостанциями. Содержание проповедей сводилось, в основном, к нападкам на правительство, политику, "большой бизнес" и Римо-католическую Церковь. Рутерфорд, воспользовавшись взлетом популистских и антикатолических настроений, привлек в секту тысячи новых членов. Мировая история в этот момент интерпретировалась согласно Дан. 11, 5-18, и весьма упрощенно: “Северный царь” в лице фашистской Германии, Италии, Японии и “южный царь” - представитель англо-американ­ской системы госу­дарств, сошлись в предсказанной битве, которая должна привести в итоге к мировому господству теократии [11].

Естественно, что злобные нападки на все режимы, звучавшие из динамиков передвижных радиостанций во многих частях земного шара, навлекли на общество гнев толпы и гонения со стороны правительств, в том числе и американского. Особенно усилилась конфронтация с началом активных боевых действий. Генеральный прокурор США в интервью, данном радиостанции NBC 16 июня 1940 года заявил, что "Свидетели Иеговы" многократно подвергались самосуду со стороны толпы, которая не имела никакого доказательства преступлений, совершенных членами организации. При этом отношение генерального прокурора к "Обществу Сторожевой башни" очень характерно. Призывая людей не устраивать самосуда, он приводит следующий аргумент, сравнивая "Свидетелей Иеговы" с нацистами: "Мы не должны бороться с нацизмом, пользуясь его методами"  [12].

И это утверждение прокурора далеко не голословно. В 1933 году немецкий филиал "Общества Сторожевой башни" (German branch: Wachtturstr, 1-19, Magdeburg Postsch.-K.: Magdeburg 4042), с одобрения Бруклина, послал рейхсканцлеру Германии - небезызвестному Адольфу Гитлеру послание, в котором, в частности, говорилось: "Бруклинский президиум общества Watch Tower в прошлом и сегодня в значительной степени настроен прогермански. ...президиум нашего общества в последние месяцы не только отказался принимать участие в распространении измышлений о якобы происходящих в Германии зверствах, но напротив, придерживается точки зрения, которая так же нашла свое отражение в прилагаемом заявлении, что те круги, которые организуют в Америке распространение сведений о якобы происходящих зверствах (евреи-коммерсанты и католики) одновременно являются непреклонными гонителями работы нашего общества и нашего президиума. Этот и другие содержащиеся в заявлении факты должны послужить опровержением клеветы, согласно которой исследователи Библии пользуются поддержкой евреев... немецкие исследователи Библии борются за те высокие этические цели и идеалы, которые провозгласило национальное правительство Германской Империи в области отношений человека и Бога... отношение немецких исследователей Библии к национальному правительству Германии свободно от антагонизма, напротив - учитывая чисто религиозные неполитические цели и стремления исследователей Библии - необходимо сказать, что они (цели) находятся в полном согласии с сегодняшними целями национального правительства Германской Империи" [13]. Далее представители "Общества Сторожевой башни" заявив о своей поддержке действующей программы Национал - Социалистической Немецкой Рабочей партии, просили руководство страны защитить их от католиков.

Ближайшим поводом к появлению такого письма был запрет на распространение литературы "Свидетелей Иеговы" со стороны правительства Рейха в начале 1933 года. Впрочем, уверения в лояльности не привели к отмене этого запрета, и руководство секты приказало рядовым членам возобновить миссионерскую деятельность, обрекая их на гибель в концлагерях [14]. Сам же тогдашний руководитель немецкого "Общества Сторожевой башни" Эрих Фрост, как выяснилось позднее, являлся осведомителем властей Рейха (Der Spiegel. 30/1961) [15].

Понятно, что после появления заявлений подобных вышеуказанному, реакция американского народа на иеговистов становится легко объяснимой. По данным Министерства Юстиции США преследования достигли апогея весной - летом 1940 года, когда репрессиям подверглись 1488 мужчин, женщин и детей в сорока четырех штатах. Но это не остановило роста рядов "Свидетелей Иеговы". К 1942 году их стало в США около 108000 человек.


[1] Об этом подробнее см. Френц Р. Кризис совести. М., 1997. С. 478.

[2] Там же. С. 480.

[3] Macmillan А. H. Faith on the March. Englewood Cliffs,  1957. C. 80.

[4] Watch Tower. New York. — 1959. — окт. — С. 7.

[5] Рутерфорд. Д. Цiлий свiт и заколот чому? Б.м, Б.г. С. 21.

[6] Рид Д. Указ. соч. С.3.

[7] Цит. по: Рид Д. Указ. соч. С. 2.

[8] Watch Tower. New York. — 1923. —  1 мар. — С. 68, 71.

[9] Об  этом  подробнее  см. Френц Р. Указ. соч. С.355

[10] Фурман Д. Церкви в США. М., 1982. Т.4, С. 193.

[11] Рутерфорд Д. Указ.соч. С. 21.

[12] Bergman J. R. Jehovah's Witnesses and the Problem of Mental Illness. Clayton, 1991. С. 92.

[13] Письмо конгресса "Исследователей Библии"  ("Свидетелей Иеговы") рейхсканцлеру Гитлеру, от  25 июня 1933 года., напечатано в Haak, F.-W., Gandow Th., Jehovas Zeugen, Muenchen, 1993, S.25ff. Пер. П. Чинилина.

[14] Чинилин П. Кто виновен в страданиях Свидетелей Иеговы? М., 1997. С. 2.

[15] Чинилин П. Указ. соч. С. 3.

 

 

 

Используются технологии uCoz