Монастырь
| Свидетелям
Иеговы посвящается | Наши
единомышленники | Служба
катехизации |
| В
хронологическом порядке| Объявления
|
оглавление | предыдущая глава | следующая глава | zip-архив книги |
2.6. ЛОЖНЫЕ "ПРОРОЧЕСТВА" О ВТОРОМ ПРИШЕСТВИИ
Отличительной чертой рассматриваемых нами течений сектантства, сформировавшихся на фоне постоянного нагнетания эсхатологических страстей, было стремление к предсказанию конкретных дат Второго Пришествия. Как правило для этой цели применяется формула "день за год", возникшая в первом столетии по Р. Х. в среде еврейских раввинов, истолковывавших промежутки времени в 1290, 1335 и 2300 дней из книги Пророка Даниила. Среди христианских конфессий мы встречаем подобные способы расчета у католического аббата Иоахима Флорского, жившего в XII веке. Он объяснял и 1260 дней, упомянутых в Откр.11:3; 12:6, пользуясь этим методом. Время шло, и разные толкователи установили длинную череду дат. Предсказания их упоминали 1260-й, затем 1360-й годы и более поздние даты в шестнадцатом столетии. Архиепископ Джеймс Ушер (1585 - 1656) назначал дату светопреставления между 1896-м и 1901-м годами. В 1796 году Джордж Белл в лондонском журнале напророчил падение "антихриста" (Папы Римского) в 1797 или в 1813 году. Его предсказание было основано на толковании 1260 дней. Некоторое время спустя произошло невероятное - Папа был взят в плен французскими войсками и был вынужден отправиться в изгнание. Многие восприняли это как наиболее замечательное исполнение библейского пророчества. 1798 год стали считать концом предсказанных 1260 дней, а 1799-й началом конца. Американский богослов Джонатан Эдвардс (1703-58) в незаконченном труде "History of the Work of Redemption" предрек открытие царства Христова в Америке в конце XIX - начале XX века. Европейские политические катаклизмы начала XIX века породили новый всплеск предсказаний. Среди предсказателей был англичанин по имени Джон Акила Браун. В начале 1800-х годов он напечатал объяснение 2300 дней из Дан.12, доказывая, что они закончатся в 1844 году. В 1831 году "отец" адвентизма Миллер позаимствовал у него этот год, назначив явление Спасителя на 22 октября 1844 года, правда после долгих колебаний между 21 марта 1843 г. и 21 марта 1844 г. Последователи его не отставали от своего основоположника. Х. Эдсон скорректировал дату конца мира, перенеся ее на 1914 г. Потом на 1932-1933 г.г. Последнее предсказание адвентистов назначало Апокалипсис на 1995 год. Российские сектанты XIX века также увлекались "пророчествами". В 1832 году представители некоторых духоборов молоканского толка, живших в Крыму, по предсказанию Никиты Иванова, распродали имущество и целыми семьями двинулись в Закавказье - встречать на горе Христа. В 1864 году кавказские молокане села Карабулах объявили о Втором Пришествии. Закавказские духоборы ожидали конца мира 29 июня 1895 года, когда, по их мнению, с неба должен был явиться их вождь Петр Калмыков. В 1928 году дух сказал одной представительнице Евангельских Христиан Пятидесятников Сионистов из деревни Романовка, что надо срочно ехать на Сион встречать Христа. "Несмотря на холодную зимнюю погоду, почти все бричками стали отъезжать в неизвестном направлении, бросив дома, хозяйство. Их, конечно, задержали местные власти, и при медицинском освидетельствовании нашли некоторых из них нервнорастроенными, почти душевнобольными, и под надзором милиции вернули назад в Романовку. Двое из детей замерзли" [1]. Подобное случалось неоднократно в сектах хлыстов, скопцов, молокан, малевановцев. Но вернемся к "Обществу Сторожевой башни". Второе Пришествие, по предположениям Свидетелей Иеговы, будет совершаться при их деятельном участии. "И скоро произойдет "откровение сынов Божиих". В Армагеддоне братья Иисуса будут открыты людям в их небесной славе как те, кто уничтожит врагов Иеговы" [2]. Этого времени иеговисты должны "жаждать". В учении "Сторожевой башни" существуют несколько дат, связанных с этим предполагаемым событием [3]. Они имеют свою предысторию, уходящую корнями в прошлое. Уже упомянутый выше Джон Акила Браун является виновником возникновения даты - 1914 год, причем, получает ее так же, как впоследствии руководство Свидетелей Иеговы. Впервые Браун опубликовал свое истолкование "семи времен" из Дан.4 в 1823 году. Согласно его методу, эти "семь времен" превращаются в 2520 лет точно таким же образом, как в сегодняшних публикациях "Сторожевой Башни". Правда, Браун начал отсчет с 604 года до Р.Х., поэтому "дни" заканчивались в 1917 году по Р.Х., когда "полная слава царства Израиля найдет свое совершенство". Дальнейшая коррекция привела к исправлению этой даты. После того, как пророчество о 1844 годе не исполнилось, произошел раскол различных групп движения Второго пришествия, большинство из которых установили новые даты возвращения Христа. Одна из таких групп сформировалась вокруг Н. Х. Барбора из города Рочестер (штат Нью-Йорк). Барбор изучил работы Брауна, принял большинство его толкований, но изменил начало отсчета 2520 дней на 606 год до Р.Х., получив в результате 1914 год (на самом деле он ошибся в расчетах, так как добавил только 2519 лет). В номере своего журнала "Вестник утра" от июля 1878 года Барбор заявил, что "Времена язычников" заканчиваются в 1914 году. В это время помощником редактора упомянутого журнала движения Второго пришествия стал Ч. Т. Расселл, который позже в своей статье, помещенной в номере "Сторожевой башни" от 15.07.1906 года, и не скрывал факт сотрудничества с Барбором, заимствование его хронологии, многое в которой в свою очередь было заимствовано у Джона Акилы Брауна. Толкование "семи времен" и даты 1914 года, принятые Расселлом, были связаны с 1874 годом, имевшем первостепенное значение в глазах Барбора и его приверженцев (до 1914 года были еще десятки лет, а 1874 год только что прошел). Они считали, что 1874 год отмечал конец 6000 лет человеческой истории, и ожидали в этом году возвращения Христа. Иногда назначалась другая дата вхождения человечества в седьмое тысячелетие, "тысячелетие Царства Бога" - 1872 год. "В этой главе мы представим библейское доказательство, которое подчеркивает, что шесть тысяч лет, начиная с творения Адама, окончилось в 1872 г. по Р.Х. и, следовательно, с 1872 года хронологически мы вошли в седьмую тысячу лет или тысячелетие, начало которого представляет "День Господень", "день Скорби", чтобы засвидетельствовать о сокрушении царств этого мира" [4]. Далее последовал 1874 год как время Второго Пришествия, но по прошествии этой даты пришлось наметить еще одну, следующую за ней через 3,5 года, т.е. в 1878 году. "Единственная цель этого действия отметить параллельную точку времени этой жатвы, когда Он в действительности должен принять царственное положение и власть. Эта дата приходится на весну 1878 года, т.е. три с половиной года спустя после Своего Второго пришествия, в начале периода жатвы в 1874 году" [5]. Когда названные сроки прошли, наступило очередное разочарование. В это время один из членов движения Второго пришествия Б. У. Кит обнаружил, что в одном из переводов Нового Завета - "Эмфатической диаглотте", в стихах о возвращении Христа вместо слова "пришествие", употреблялось слово "присутствие". Кит подал Барбору идею о том, что Христос действительно вернулся в 1874 году, но невидимо, и что Он незримо "присутствует", выполняя дело суда. Таким образом, понятие "невидимого присутствия" позволило адвентистам, связанным с Барбором, сказать, что в конце концов их "дата (1874 год) оказалась верной, но ожидания в связи с этой датой были неверными" [6]. Это объяснение было принято и заимствовано Расселом. Позже он изменил дату на 1914 год: "...глаз человека не увидит Его во время Второго пришествия, и что Он не придет во плоти... Иисус Христос взошел на Царство в 1914 году по Р.Х., но невидимо для людей..." [7] Учение о невидимом возвращении Господа на землю и реализации Его воли в деятельности "Общества Сторожевой башни" противоречит яснейшим указаниям Священного Писания, свидетельствующим о видимом Втором Пришествии: "ибо, как молния исходит от востока и бывает видна даже до запада, так будет пришествие (е parusia) Сына Человеческого... и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою. (Мф.24:27;30) В настоящее время "Свидетели Иеговы" придерживаются приведенного выше мнения Ч. Рассела, что слово "parusia" обозначает не "пришествие" ("coming"), а "присутствие" ("presence"). В Новом Завете это слово употребляется и в других местах. Например Св. Апостол Павел пишет: "Я рад прибытию Стефана" (ksairo de epi te parusia Stefana) (1 Кор.16:17). Слово "parusia" явно означает здесь именно прибытие Стефана, который был в другом месте и пришел к Святому Апостолу Павлу, а не незримо присутствовал с ним в духе. Parusia Господа нашего Иисуса Христа будет совершенно явной, ибо Он "придет таким же образом, как ... видели Его восходящим на небо" (Деян.1:11). Сегодня более двенадцати миллионов Свидетелей считают, что невидимое присутствие Христа началось в 1914 году. Однако в течение почти пятидесяти лет "Общество Сторожевой башни", выступая в роли пророка, относило это ожидаемое событие к 1874 году [8]. В 1922 году на конвенции в Сидар Пойнт было принято решение о том, что Христос официально начал править Своим Царством в 1914 году. До этого десятилетиями Сторожевая башня учила, что это произошло в 1878 году. Современная точка зрения Корпорации на начало воскрешения помазанных христиан, умерших со времен Христа до наших дней, указывает на дату 1918 год. Ранее утверждалось, что произошло это событие в 1881 году. Со дня своего основания Сторожевая башня учила, что "жатва" будет идти с 1878 до 1914 года, а в 1914 году будут разрушены все учреждения этого мира, созданные человеком. Сейчас это начало "жатвы" относят к 1919 году. Падение "мировой империи лжерелигии", "Вавилона великого", первоначально назначалось на 1878 год, но по причине неисполнения было перенесено на 1914, а затем на 1918 год, впрочем, с тем же результатом. Итак, исходя из старых выпусков "Сторожевой башни", начиная с 1879 года, видна убежденность членов общества в том, что в 1874 году Христос начал Свое незримое присутствие, то есть вошел в правление Своим Царством. Ожидался скорый переход в небесную жизнь, после которого для людей исчезнет возможность стать частью "невесты Христовой". Все смуты должны закончиться к 1914 году, когда будут ликвидированы все человеческие системы правления, которые заменит Христово Правление: "...сроки жатвы еврейского и евангельского времен параллельны не только по своему началу, но и по продолжительности; жатва еврейского времени продолжалась все 40 лет... Наша жатва, начавшись в 1874 году, завершится вместе с концом "дня гнева" и концом "времен язычников". "Сторожевая башня" 02.1881 [9]. В дополнительной статье, озаглавленной "Долго ли, Господи?", утверждалось: "...переход из естественного в духовное состояние настанет в первой половине или к осени текущего 1881 года. ...святые перейдут в духовное состояние, и дверь в высокое призвание закроется к 1881 году" [10]. Разумеется, ожидания "помазанных христиан", принадлежащих к "классу невесты", не осуществились. Несмотря на это они продолжали считать, что Христос начал Свое совершенное Правление в 1878 году: "Действительное присутствие Господа как жениха и жнеца - октябрь 1874 года н.э. Власть и титул царя, принятые спустя 3,5 года - 1878 год н.э. Номинальный христианский дом отвергнут, очищение духовного храма. Полное разрушение номинального христианства, совершившееся через 37 лет после отвержения или через 40 лет после начала жатвы - 1914 год н.э." [11]. В 1911 году Сторожевая башня все еще утверждала, что "Вавилон великий" пал в 1878 году, а его "полный конец" придет в октябре 1914 года. Однако, закрытие небесной двери отсрочили: "...дверь в собрание небесных наследников еще не закрыта, что она остается открытой на некоторое время для того... чтобы другие вошли принять свои венцы..." [12] Конечная дата 1914-го года была теперь близка. От этого срока ожидали очень многого. В книге "Время приблизилось", выпущенной за 25 лет до 1914 года, выделены семь очень интересных моментов: "В этой главе мы представим библейское доказательство, что окончание времен язычников, окончание их права на власть, наступит в 1914 году; и что кроме этого, эта дата будет границей правления несовершенных людей. И, заметьте, если это будет твердо основано на Священном Писании, тогда окажется: 1.Этот год будет началом Царства Божия, ибо Сам наш Господь учил молиться говоря: "Да приидет Царствие твое." Царство Божие в это время будет полностью всем управлять, твердо будет основано на земле. 2.На нашей земле правление возьмет в свои руки новый правитель земли. …но на протяжении значительного времени до этой даты, он низвергнет все земные правительства и учредит вместо них Свое праведное правление. 3.Некоторое время перед окончанием 1914 года последний член божественно-признанной церкви Христа, "царственного священства", "тела Христова" будет прославлен с главою Христом, ибо каждый член должен царствовать со Христом, будучи сонаследником Царствия. 4.От 1914 года и впредь Иерусалим не будет более попираем язычниками, но восстанет из праха унижения к чести, ибо времена язычников окончатся. 5.С этого времени прекратится ожесточение Израиля, ибо их ожесточение простирается до времени, "пока войдет полное число язычников". 6.Время великой скорби, которой не было с начала мира и не будет, достигнет своей кульминации во всемирном господстве анархии. 7....будут сокрушены и разбросаны "все власти" (гражданские и церковные) - железо и гина" [13]. Подобные высказывания не были единичными, они постоянно появлялись в публикациях Общества. В книге Рассела "Время приблизилось", вышедшей в 1889 году, мы читаем следующее: "...в течение ближайших 26 лет все существующие правительства будут свергнуты и распадутся... В свете сильного библейского свидетельства о временах язычников, мы считаем установленной истиной то, что окончательное падение царств этого мира и полное установление Царства Божьего совершится к концу 1914 года н.э." [14]. Спустя два года после опубликования этой книги, в 1891 году, была издана еще одна книга Рассела "Да приидет Царствие Твое", где на стр. 153 мы читаем: "...к концу 1914 года полностью уйдет то, что Бог называет Вавилоном, а люди - христианским миром..." [15] В следующем 1892 году, в выпуске за 15 января, "Сторожевая башня" утверждала, что "дата завершения "брани" определенно указана в Писании как октябрь 1914 года" [16]. Короткая статья из выпуска "Сторожевой Башни" за июль 1894 года раскрывает, что политическое положение того времени рассматривалось как явное доказательство того, что мир вот-вот должен войти в состояние агонии. Причем утверждалось, "что это Божьи сроки, а не наши ... что 1914 год означает не начало, а конец времени бедствий" [17]. С приближением 1914 года прогнозы становились все более осторожными. Если раньше Рассел настаивал, что буря бедствий и всеобщая анархия разразятся до наступления октября 1914 года, то в выпуске журнала за 1904 год он писал: "Теперь мы полагаем, что анархическая кульминация великого времени бедствий, предшествующая тысячелетнему благословению, произойдет после октября 1914 года н.э. - мы считаем, что это произойдет очень скоро, - "в один час", "внезапно" [18]. Далее последовали еще более осторожные высказывания. Если раньше, в 1894 году Рассел утверждал, что приводимые даты были "Божьими сроками, а не нашими", то за семь лет до наступления 1914 года он вдруг заявил, "что мы никогда не объявляли свои вычисления непогрешимо верными... мы всегда утверждали, что они основаны на вере" [19]. Таким образом, получилось, что если кто-то выражал сомнения в связи с хронологией Общества, то ставилась под сомнение не эта хронология, а вера и отношения с Богом сомневающегося. Чарльз Тейз Рассел, заявлявший, что его устами говорит Бог, умер в 1916 году. Он оставил после себя много "пророчеств" о сроках, из которых не исполнилось ни одно. После его смерти остались также тысячи сбитых с толку последователей. В книге "Light", изданной в 1930 году, сложившаяся ситуация описывалась следующим образом: "Весь Божий народ с радостным нетерпением ждал 1914 год. Когда он настал и прошел, последовало много разочарований, скорби и печали, и на Божий народ посыпалось множество упреков. Над ним насмехались священники и особенно их союзники, на него показывали с презрением, потому что так много говорилось о 1914 годе и о том, что должно было произойти, а эти "пророчества" не исполнились" [20]. Такое положение дел унаследовал судья Руттерфорд. Он был избран Президентом Общества в январе 1917 года. Перед ним стояли два варианта действий: признать ошибку или попытаться оправдать ложные предсказания предшественника. Судья выбрал второй путь. Чтобы оживить слабеющее доверие читателей "Сторожевой башни", Руттерфорд в экстренном порядке организовал издание книги "Разгаданная тайна", вышедшей в свет в 1917 году. В книге были сделаны попытки передвинуть некоторые из ожидавшихся событий с 1914-го на 1918 год при помощи параллели с разгромом еврейского восстания римлянами. 1918 и 1920 годы были объявлены временем уничтожения церквей, которое начнется с России и распространится по всему миру. Весне 1918 года приписывалось величайшее значение: "В 1918 году, когда Бог разом разрушит все церкви, и миллионы членов церквей, все, кто избежит этого, придут к работам пастора Рассела, чтобы познать, что означает падение "христианства"" [21]. В 1920 г. "Разгаданная тайна" была переиздана с подстрочным примечанием, касающимся даты 1918 г.: "Исполнение этого пророчества начнется в России в 1918 г." [22]. Грандиозные события должны были осуществиться, по мнению автора, и в 1920 году. К этому сроку гигантские революции, начавшиеся в 1918 году, достигнут кульминации, в результате чего всякое упорядоченное правительство исчезнет: "Даже республики исчезнут осенью 1920 года. Все царства земли погибнут, их поглотит анархия" [23]. Впрочем, самому революционному движению, по мнению автора, также не повезет: "...оно будет полностью сокрушено, все целиком. Все его следы исчезнут в ярости мировой всепоглощающей анархии осенью 1920 года" [24]. Несмотря на эти грозные, пугающие слова очередного пророчества, и убежденность читателей, внимающих им, ничего даже близко похожего не произошло ни в этот год, ни предшествующие 1914 и 1918. "Всплеска бедствий" в христианском мире так и не случилось, правительства не были свергнуты, церкви не были разрушены. В 1920 году Президент Общества Сторожевой башни опубликовал брошюру под названием "Миллионы живущих теперь не умрут вовек". Эта броская фраза и по сей день используется организацией. Но тогда она имела совсем другой смысл, так как была привязана к новой дате - 1925 год. Подразумевалось, что многие миллионы из живущих в 1920 году доживут до 1925-го, когда "...прежний порядок, ветхий мир заканчивается и поэтому скоро погибнет, что наступает новый порядок, что 1925 год принесет воскресение достойных праведников древности и начало восстановления, представляется резонным заключить, что миллионы людей, живущих сейчас на земле, все еще будут на земле в 1925 году. Тогда, основываясь на обетованиях божественного слова, мы должны сделать твердый и неоспоримый вывод о том, что миллионы живущих теперь не увидят смерти вовек" [25]. Руттерфорд, впрочем, не был изобретателем идеи о воскресении Ветхозаветных праведников. Еще на 1915-1916 г.г. его предшественник впервые напророчил о воскресении патриархов Ветхого Завета. "Начало первой фазы Царствия в конце 1914 года, как мы понимаем, состоит в воскресении святых древности, - от Иоанна Крестителя до Авеля, Авраама, Исаака, Иакова и всех святых пророков" [26]. Рассел был уверен, что: "Бог не сделал ни одной ошибки и Его планы не изменяются" [27], но после его смерти Руттерфорд, как мы уже сказали выше, перенес это "воскресение" на 1925 год. Как и предыдущие эти предсказания не сбылись. Но заявления о точности хронологии, предлагаемой организацией, становились все более жесткими. Наконец лояльность к "пророчествам" и учению Рассела превратилась во всеобщий призыв. Полностью отметая старые предсказания о 1914 годе, его стали представлять с другой стороны. Если ранее писалось, что он "...будет началом Царства Божия" [28], то теперь появились заявления, что оно будет установлено на земле позже, правда, "вскоре" и "на развалинах современных институтов власти" [29]. Прославление "последнего члена призванной свыше Церкви Христа" [30] также уже не было приурочено к 1914 году. Все несбывшиеся предсказания замалчивались, но сомнений в датах не допускалось. Для их оправдания использовались различные аргументы. Например, "Сторожевая башня" писала: "В великой пирамиде в Гизе совпадение одного или двух измерений с хронологией существующей истины могло бы быть случайным, но соответствие десятков измерений доказывает, что один и тот же Бог создал и пирамиду, и план, - и в то же время доказывает правильность хронологии. Соответственно Писанию, науке и истории, хронология существующей истины несомненно верна. Ее надежность с избытком подтверждена датами и событиями 1874, 1914 и 1918 годов" [31]. Во время второй половины президентства Руттерфорда большинство прежних пророчеств, которые так яростно отстаивались в первой половине его пребывания у власти, были отвергнуты или передвинуты во времени. Начало "последних дней" было перенесено с 1878 года на 1914-й. Присутствие Христа также было смещено на 1914 год, также как и официальное начало деятельного управления Христа Своим Царством с 1878 года на 1922-й. Начало воскресения было передвинуто с 1878 на 1918 год. В течение какого-то времени даже утверждалось, что 1914 год на самом деле принес "конец мира" в том смысле, что Бог "официально" отменил право правления на земле мирских народов. Но от этого тезиса вскоре отказались, и "завершение системы вещей" (по переводу Нового Мира) было отнесено в будущее. После смерти Руттерфорда в 1942 году директивным решением Организации дата первого разрушения города Иерусалима была перенесена с 606 г. до н. э. на 607 г. до н. э. Нет никакого исторического свидетельства, ни одной научной теории, которая считала бы, что разрушение Иерусалима произошло на год раньше, чем это известно из истории. Руководство общества пошло в этом случае на прямую фальсификацию. Такое действие предпринято в связи с тем, что 2520 лет, отсчитанные с момента падения Иерусалима в 606 г. до н.э., заканчиваются на самом деле в 1915 году н.э, а не в 1914 - м, как заявляла Организация в течение более 60 лет. Но стремление сохранить 1914 год как дату, значение которой подчеркивалось на страницах практически всех изданий Общества, требовало передвинуть дату разрушения Иерусалима на один год, что и было сделано в новых изданиях Сторожевой башни. В этом случае также был обойден вопрос о наличии у руководителей организации элементарных арифметических знаний. К середине 1940-х годов было решено, что во время президентства Рассела и Руттерфорда была неправильно рассчитана дата сотворения Адама. Поэтому конец шести тысячелетнего периода человеческой истории на самом деле приходится не на 1874 год, а на 1975-й. Широкое распространение такая идея начала получать в 1966 году. Связано это было с тем, что в период с 1960 по 1966 год темпы роста организации значительно снизились. В этой ситуации "Общество Сторожевой башни" выпустило новую книгу и установило новый срок конца света. В своей работе "Life Everlasting in the Freedom of the Sons of God" ("Жизнь Нескончаемая в Свободе Сынов Божиих") (1966 г.) вице-президент Френц (1894-1992 г.г.) пришел к выводу, что осень 1975 ознаменует начало седьмого периода человеческой истории. "Согласно достойной доверия библейской хронологии - 6000 лет, считая от сотворения человека, окончатся в 1975 году, и седьмой период - 1000 лет человеческой истории начнет свой отсчет осенью 1975 года" [32]. В том же 1966 году в журнале "Пробудитесь!" была напечатана статья под названием "Как долго это еще будет продолжаться?". В подзаголовке "6000 лет завершаются в 1975 году" говорилось, что тысячелетие - это последние 1000 лет в 7000 летнем дне отдыха Бога. Далее сообщалось: "Тогда в каком же году завершатся первые 6000 лет Божьего отдыха? В 1975 году. На это стоит обратить внимание, особенно ввиду того, что "последние дни" начались в 1914 году и что физические факты наших дней, свидетельствующие об исполнении пророчества, отмечают последнее поколение этого беззаконного мира" [33]. Эти "физические факты наших дней" появлялись в изданиях Общества постоянно. Публикации "Сторожевой башни" приводили утверждения известных людей или "экспертов" в любой сфере деятельности, любым образом упомянувших 1975 год. Например, высказывание бывшего госсекретаря США Дина Ачесона, сделанное в 1960 году: "Я достаточно хорошо знаю, что происходит вокруг, чтобы уверить вас: через пятнадцать лет с сегодняшнего момента в этом мире будет слишком опасно жить" [34]. Книга "Голод - 1975!", написанная двумя экспертами по продовольствию, цитировалась постоянно: "К 1975 году мир столкнется с бедствием беспрецедентного масштаба. Голод, какого еще не было в истории, обрушится на неразвитые народы. К 1975 году гражданские выступления, анархия, военные диктатуры, безудержная инфляция, крушения транспорта и беспорядочное волнение станут повседневной реальностью для многих голодных народов" [35]. Все эти заявления были направлены на поддержание у читателей совершенно определенных надежд и упований. Да и вся история общества с самого зарождения состояла из того, чтобы возбуждать людские надежды на определенные даты, а потом эти даты проходили, а надежды не оправдывались. "Сторожевая башня" за 15 августа 1968 года даже высказалась о том, что не нужно слишком серьезно относится к словам Самого Христа: "Не время играть словами Иисуса о том, что "О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один." (Мф.24:36). Напротив, сейчас каждый должен хорошо знать, что конец настоящей системы вещей быстро идет к своему ужасному завершению. Не сомневайтесь, достаточно того, что Сам Отец знает "день и час" [36]. Здесь уже авторитет организации стоит выше авторитета Священного Писания. Несколько самых прямых заявлений появились из служебного отдела штаб - квартиры, который выпускает ежемесячную газету "Наше царственное служение", предназначенную только для Свидетелей, а не для широкой публики. В марте 1968 года эта газета призывала начать полновременное проповедническое служение ("пионерскую деятельность"): "Виду того, что осталось совсем немного времени, мы хотели бы делать это как можно чаще, так часто, как только могут позволить обстоятельства. Только подумайте, братья, осталось всего около девяносто месяцев до того, как завершатся шесть тысяч лет существования человека на земле" [37]. В номере за май 1974 года говорилось о том, насколько "мало осталось времени": "Есть сообщения, что братья продают дома и собственность, планируя провести оставшиеся дни этой системы в пионерском служении. Несомненно, это чудесный способ использовать короткое время, оставшееся до конца этого развращенного мира" [38]. Довольно много Свидетелей именно так и поступили. Некоторые бросили работу, продали дома, фермы и вместе с женами и детьми переехали служить туда, "где они были больше нужны", рассчитывая, что оставшихся средств хватит до 1975 года. Другие (в том числе и пожилые люди) взяли свои деньги по страховке и по имевшимся у них ценным бумагам. Некоторые отложили хирургические операции в надежде, что с приходом нового тысячелетия нужды в них уже не будет. Когда 1975 год прошел, средства этих людей истощились, здоровье серьезно ухудшилось, и теперь им нужно было справляться с жестокой реальностью и начинать жизнь сначала. В прессе много говорилось о крахе ожиданий организации, связанных с 1975 годом, достаточно было разговоров и в руководстве. Некоторые члены Руководящей корпорации заговорили о необходимости сделать какое-либо заявление, признающее, что организация ошиблась, но Фредерик Франц решил, что наиболее разумным будет просто об этом не упоминать, чтобы со временем этот скандальный случай забылся как и другие. Реакция рядовых членов секты была естественной. Начался массовый отток членов общества. Это количественное падение больше чем что-либо другое имело вес для членов Руководящей корпорации. Наконец было сделано заявление, признающее, что организация несет ответственность за допущенную ошибку. Оно было напечатано в "Сторожевой башне" за 15 марта 1980 г., то есть через пять лет после самого события. Для чего же сектантам нужны эти лжепророчества? Ведь существуют совершенно ясные слова Господа о сроках Второго Пришествия: "О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один" (Мф.24:36). Несмотря на эти всем понятные строки, руководители сект снова и снова назначали конкретные даты, конечно корректируя при этом старые предсказания, которые не исполнились. При этом всегда находилось некоторое число людей, готовых им верить. Что же по этому поводу говорит Священное Писание? Бог сказал Моисею: "Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей." (Втор.18:22) Такого пророка в Ветхом Завете было повелено предавать смерти (Втор.18:20). В наш век торжества гуманизма, конечно, никто не рискнет побивать камнями за ложную дату конца света. Тем более, что рядовые члены различных сект сами стремятся к тому, чтобы оказаться обманутыми. Они постепенно принимают в свое сознание образ мыслей, используемый в конкретной организации, отдавая при этом обществу годы жизни, здоровье и материальные средства. Поэтому оказавшись в конце концов перед возможностью полного разочарования в учении общества, адепты организации оказываются одновременно и перед возможностью краха всей своей жизни. Ибо "...где сокровище ваше, там будет и сердце ваше" (Мф.6:21). А раз сокровище в "обществе Сторожевой башни", то "Свидетели Иеговы" готовы поверить любому малоправдоподобному аргументу, оправдывающему руководство секты, только бы сохранить свои иллюзии. Несмотря на такие пессимистические выводы нужно отметить, что обращение к фактам существования подобных не исполнившихся "пророчеств", играет важную роль в полемике с представителями "Общества Сторожевой башни". Известие о существовании в истории организации таких эпизодов, подтвержденное достоверными текстами первоисточников "Свидетелей Иеговы", заставляет сектантов задуматься о истинности вероучения общества. [1] Христианин. Л. — 1928. — № 6. — С. 64. [2] Сторожевая Башня. New York. — 1992. — 1 июн. — С. 20. [3] Об этом подробнее см. Френц Р. Указ. соч. Гл. 7,8. [4] Russell Ch. T. The Time is at Hand. New York, 1918. С. 33. [5] Russell Ch. T. Thy Kingdom Come. New York, 1918. С. 234. [6] Цит. по Френц Р. Указ. соч. С. 219. [7] Russell Ch. T. The New Creature. New York, 1918. C. 454. [8] Prophecy. — New York, 1929., С.64-65. Сторожевая башня за 15.08.1974 года упоминает об этом убеждении, но не указывает, что оно продолжало существовать после 1914 года. [9] Цит. по Френц Р. Указ. соч. С. 221. [10] Цит. по Френц Р. Указ. соч. С. 224. [11] Russell Ch. T. The Time is at Hand. New York, 1918. С. 239. [12] Цит. по Френц Р. Указ. соч. С. 229. [13] Russell Ch. T. The Time is at Hand. New York, 1918. С.77-78. [14] Там же., С. 98, 99. [15] Russell Ch. T. Thy Kingdom come. New York, 1918. С. 153 [16] Цит. по Френц Р. Указ. соч. С. 243. [17] Там же. С. 245. [18] Там же. С. 246. [19] Там же. С. 247. [20] Light. — New York, 1930. Т. 1. С. 194. [21] Russell Ch. T. The Finished Mystery. New York, 1917. С. 258. [22] Прайс. Е. Свидетели Иеговы. – Калининград, 1994. С. 37. [23] Russell Ch. T. The Finished Mystery. New York, 1917. С. 258. [24] Там же. С. 542. [25] Rutherford J. Y. Millions now liwing will never die. New York, 1920. С. 97. [26] Russell Ch. T. The Battle of Armageddon. New York, 1918. С.625. [27] Там же. С. 624. [28] Цит. по Френц Р. Указ. соч. С. 235. [29] Там же. [30] Там же. [31] Там же. С. 255. [32] Franz F. Life Everlasting in the Freedom of the Sons of God. New York, 1966C. 29. [33] Пробудитесь! — New York, 1966. С. 19-20. [34] Цит. по Френц Р. Указ. соч. С. 264 [35] Там же. [36] Там же. С. 268. [37] Там же. [38] Там же. С. 269. |