Монастырь|
Свидетелям
Иеговы посвящается| Наши
единомышленники| Служба
катехизации|
| В
хронологическом порядке| Объявления|
оглавление | предыдущая глава | следующая глава | zip-архив книги |
Послесловие к русскому изданию
Итак, мы прочитали книгу искреннего человека, глубоко обеспокоенного вопросами своего спасения. Ответы на свои вопросы он ищет прежде всего в Библии, Слове Божием, и в этом главная ценность его книги. Очень важен и тот текстуальный анализ, которому автор с недюжинной эрудицией подвергает оригинал библейского текста, чтобы разоблачить фальшивки и искажения. Мы не сразу пришли к решению публиковать эту книгу. Утверждения автора многим и во многом покажутся спорными, нередко неприемлемыми. Недоумение католиков вызовет то, каким образом автор ухитрился не заметить в католичестве ничего, кроме благочестивых ритуалов и культа Марии, а отношение Католической Церкви к Библии в передаче автора выглядит совершенно нелепым. По собственному его признанию, уроки религии в колледже не относились к числу его любимых; разумно допустить, что он попросту недостаточно вникал в разъяснения своих преподавателей. Христиан всех конфессий может покоробить категоричность, с какой автор утверждает, что из всего многомиллионного и многовекового отряда Христианства на земле лишь малочисленная община “евангеликов” читает в Библии именно то, что в ней написано. Иные забавные противоречия буквально бьют в глаза: только что, со ссылкой на Библию, утверждалось, что спасаемся мы верой, а не законом, и тут же, несколькими строками ниже, отсутствие в Евангелической часовне изображений объясняется повелением закона, данного Моисею (16 глава). Нетрудно поставить автору в упрек и тот молодой задор, с каким он расправляется со всеми мировыми религиями разом. И все же, достоинства книги многократно перевешивают все, в чем ее можно было бы упрекнуть. Перед нами не учебник веры и не богословское сочинение: перед нами свидетельство, живое, искреннее и горячее. Мы не обязаны разделять воззрений автора; но мы обязаны ему благодарностью за то, что он поделился с нами своим нелегким опытом. Четырнадцатилетний подросток впервые встречает людей, убежденно и настойчиво ставящих перед ним вопрос о его собственном спасении: миру грозит неминуемая гибель, и спасутся лишь немногие; с кем ты окажешься, чью сторону выберешь?.. Ни Церковь, представителей которой автор упрекает прежде всего в сухом законничестве, ни родители, проявившие излишнюю, на наш взгляд, толерантность, ничего не смогли противопоставить натиску этих новоявленных ловцов душ. Что привлекло его в них? - ведь с самого начала, по его собственному признанию, немало их черт настораживало и отпугивало его. И все же - слишком многое было поставлено на карту, а живость и необычность, напор и убежденность новых знакомых перевесили все сомнения. Сколь многие и сегодня и вокруг нас оказываются столь же беспомощными перед натиском самозванных “свидетелей”! Кто же они, эти “свидетели Иеговы”[1], откуда явились и в чем их цель? Впервые под таким названием "Общество свидетелей Иеговы” заявило о себе в 1931 г., но возникло оно раньше. В 1870 г. молодой богатый американец Чарльз Рассел из г. Питтсбурга, штат Пенсильвания, сменив предварительно ряд протестантских исповеданий, становится адвентистом. На 1874 г. у адвентистов было назначено второе пришествие Христа и Страшный суд; когда же в этот год ничего не произошло, Рассела посетила мысль, что Христос все-таки пришел, но в незримом виде. Возведя самого себя в ранг пророка, Рассел провозгласил, что со времен апостолов никто до него не мог правильно толковать Библию. Вскоре он заявил, что весь мир - это царство сатаны, а Церковь - орудие дьявола в борьбе мира сего против Бога. Так появляется новая секта под названием “Общество сторожевой башни”, первоначально называвшаяся “Обществом исследователей Библии”. Помогло основанию новой секты наследство в 300 тысяч долларов, полученное Расселом от отца. Чарльз Рассел приступает к изучению Библии, не имея богословского образования и не зная ни древнееврейского, ни греческого языка. В течение короткого времени они пишет 7 томов “Лекций Святого Писания”, о которых утверждает, что они важнее самой Библии, ибо без них никто не сможет понимать библейские тексты[2]. Он издает журналы “Сторожевая башня Сиона” и “Вестник присутствия Христа”. На 1914г. Рассел предсказал конец света, когда же он не наступил, Рассел заявил: “Господь дает еще немного времени на исправление”. В 1916 г. Рассел умирает. Его преемник, Джозеф Франклин Рутерфорд, бывший адвокат, не имеющий, как и Рассел, богословского образования, пишет множество комментариев к творениям Рассела и объявляет, что конец света состоится в 1925 г. “В 1925 г. мы станем свидетелями воскрешения Авраама, Исаака и Иакова, других великих праведников Ветхого Завета”. Для их принятия он распорядился построить в Сан-Диего роскошный дворец с двумя гаражами для автомобилей пророков. Те, разумеется, не воскресли, а Рутерфорд мог с тех пор жить в новой резиденции. Очередной провал не обескураживает его. Ему удается консолидировать движение, объединив дотоле разрозненные группы в централизованную организацию. Однако его амбиции, постоянно не осуществляющиеся пророчества, противоречия идеям Рассела приводят к тому, что секта вновь распадается на ряд самостоятельных групп, числом около десяти. Наибольшую из них Рутерфорду удается удержать при себе, и в 1931 г. она принимает название “Общества свидетелей Иеговы”. После смерти Рутефорда в 1942 г. на смену ему приходит Натан Гомер Норр, который в 1943 г. открывает специальный центр обучения и “Библейскую школу сторожевой башни”. В этом же году основана “Теократическая школа проповеднической деятельности”, а в 1953 г. - “Школа службы царства”. Все эти организации готовят странствующих проповедников, призванных распространять идеи “свидетелей Иеговы” по всему миру. Новые даты конца света назначались неоднократно. Его ждали в 1948, 1954, 1960, 1961 и 1975 годах. Пророчества не сбылись, да и не могли сбыться: “исследователи Библии” не заметили в Священном Писании важных слов, сказанных Иисусом Христом: “Не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти” (Деян 1,7). Такова история “свидетелей Иеговы”[3]. Казалось бы, еще одно грустное свидетельство смеси фанатизма, невежества и корысти, каких немало в человеческой истории; но почему тогда от года к году их присутствие среди нас становится все заметнее - на улицах европейских городов так же как и в грузинских селах? Многое можно объяснить настойчивостью и энергичностью адептов, чьи методы столь выпукло описал автор в своей книге, но кто-то ведь их направляет, кто-то ведь не жалеет средств и усилий для создания по всему миру мощной, спаянной организации, приводящей на мысль недоброй памяти “Интернационалы”? Некоторый свет может пролить следующий факт: в красочных буклетах, в изобилии распространяемых повсюду “свидетелями Иеговы”, грядущая катастрофа упоминается все реже и реже, а вот некое “всемирное правительство”, которое якобы обеспечит всеобщее благоденствие, исцеление от всех болезней и даже физическое бессмертие - все чаще и чаще. Цель, таким образом, обозначена: цель, надо признать, вполне реальная и тем более страшная. Снова “малых сих” стараются соблазнить посулами неведомо откуда взявшегося земного благоденствия, облик же того, кто стоит за всем этим, проступает на сей раз как никогда ранее ясно: взгляните только на лицо того, кого они изображают в своих изданиях под видом Иисуса Христа! Что ж, предупредили нас давно. О “лжехристах и лжепророках” страницы Нового Завета напоминают грозно и многократно. И если это все начинает сбываться на наших глазах, а мы не оказываемся готовы, нам нет оправдания. [1] “Иегова” (правильнее “Ягве”) значит “Сущий”. Таким именем назвал Себя Бог Моисею: “Я есмь Сущий (Ягве)” (Исх 3,14). Называя себя “свидетелями Иеговы”, общество “Сторожевой башни” подчеркивает свой откровенно нехристианский характер. — Ред. [2] Более основательно познакомиться с историей Общества Сторожевой Башни можно по работе иеромонаха Германа Дворцова "Лжесвидетели" М., 1998 г. В данном конкретном случае автор излагает факты не совсем точно: Рассел писал свой шеститомник на протяжении многих лет, седьмой же том пренадлежит перу Джозефа Рутерфорда. [3] Исторические сведения взяты из информационного вестника “Militia Dei” (“Воинство Божие”). СПб. № I, май 1994. |